Пратьяхара, это йога отвлечения чувств и освобождения ума от привязанностей

Пратьяхара - чистый взгляд на мир.
Обновлено:

 Пратьяхара, это уравновешивание ума и избавление его от привязанностей посредством отвлечения органов чувств от  объектов внешнего мира.  В ней продолжаются процессы начатые в Яме, Нияме, Асане и Пранаяме. Она является обязательным условием для освоения более продвинутых ступеней йоги - Дхараны (сосредоточение), Дхьяны (медитация) и Самадхи (созерцание.)

Для успеха в любом деле, включая медитацию, очень важно привести ум в спокойное и уравновешенное состояние. Основные источники его беспокойства — объекты внешнего и внутреннего мира, с которыми он взаимодействует посредством органов чувств. Поэтому, чтобы успокоить ум, важно взять чувства под контроль и овладеть искусством их управления.

Практика Пратьяхары позволяет наладить такой контроль, а также освобождает нас от привязанности к объектам. В результате человек становится спокойным, свободным от воздействия внешнего мира, внутренних разрушительных комплексов  и неконтролируемых рефлекторных реакций. 

При этом освобождается большое количество внутренней энергии, которую теперь можно направить на психическое и физиологическое оздоровление, позитивную творческую деятельность и духовное развитие. 

Пратьяхара, это йога, среда и особое состояние сознания 

В системе классической йоги Пратьяхара, это пятая ступень достижений из восьми возможных. Некоторые считают ее наиболее важной частью всей йогической практики, начинающейся в асанах и постепенно доходящей до апогея в Самадхи.

Пратьяхару невозможно определить одним словом или предложением. Это многогранное явление включающее в себя множество определений объединенных одним термином. Можно сказать что Пратьяхара это:

  • среда, которая формирует определенное состояние нашего сознания; 
  • контроль чувств и осознанное их использование, отвлечение  от объектов на которые они направлены;
  • полное абстрагирование от того, что нам не нужно в данный момент;
  • состояния внутреннего покоя, непоколебимого внешними раздражителями;
  • избавление от мыслей о физическом мире, грубом физическом теле и дыхании; 
  • отстраненное наблюдение потока мыслей;
  • ощущение присутствия стороннего Наблюдателя и восприятие его как свое сверхчувственное “Я”; 
  • ощущение единства  своего высшего “Я” и бесконечного Брахмана;  
  •  видение Атмана (Сознания) во всех  объектах мира;
  • концентрация на любом объекте Божественного проявления, в котором мы стараемся раствориться, исключив из нашего сознания всякую иную мысль или образ; 
  • практика дальнейшего развития сосредоточенности, осознанности и освобождения от вритти (видоизменений ума);
  • фундамент для последующих более продвинутых внутренних практик.

При первом взгляде  Пратьяхара чем-то напоминает состояние, когда увлеченный человек не слышит, как его окликают, хотя со слухом у него все в порядке. Просто в данный момент его сознание полностью сконцентрировано на другом объекте, поэтому уши больше ничего  не слышат. 

Пратьяхара, как особое состояние сознания

Пратьяхара и есть состояние, когда мы увлеченно сосредоточены на чем-то одном. При этом все остальное для нас уходит на второй план, а при высокой степени сосредоточенности просто перестает существовать. Основные объекты на которых здесь сосредотачивается внимание — мысли. 

В процессе жизни каждому человеку приходится исполнять разных роли — руководителя, подчиненного, отца, мужа, друга... Поэтому существует много состояний сознания, в которых мы можем находиться. Но основные из них два.

Разуму свойственны два состояния, базирующихся на двух различающихся тенденциях. Это внимание и рассеянность. Однако в любой момент превалирует только одно из них, и это состояние влияет на поведение индивидуума.

“Йога сутры” Патанджали. Гл. 3, сутра 9, Десикачара (Кришнамачарьи)

Оба состояния в значительной степени зависят от наших чувств и мышления. Кратко описать их можно следующим образом.

  1. Состояние рассеянности. Мы хватаемся то за одно, то за другое дело. Мысли не отслеживаются, внимание не сосредотачивается. Чувства привязаны к объектам наслаждения и тянут в свою сторону. Система работает, как лебедь рак и щука из известной басни. В этом состоянии характерны беспокойство, неуравновешенность в мыслях, словах и поступках, низкая эффективность действий, “топтание на месте”, неудовлетворенность результатами, страдание, страх и лицемерие.
  2. Состояние внимания, равновесия, сосредоточенности и собранности воедино. Достигается  посредством отвлечения чувств и ума от привязанности к объектам. Для этого состояния  характерны спокойствие, беспристрастие, высокая собранность и эффективность, удовлетворенность результатами, искренность и радость.

Пратьяхара, это этап совершенствования на котором достигается второй тип сознания. Сосредотачиваясь на более высоких и чистых проявлениях  Сознания, йог отвлекает свои чувства и мысли от объектов мира и освобождается от дуальности и привязанности.

Он больше не впадает в крайности, не делит вещи, события, результаты на хорошие и плохие, одинаково ровно относясь ко всему, что преподносит ему жизнь. Все его внимание сосредоточено на постижении  высших духовных ценностей и осознании единства всего существующего.

Пратьяхара йога, как среда для духовного развития

Как известно, наше состояние во многом определяется средой, в которой находимся. В дурной компании трудно стать хорошим человеком. Пратьяхара не просто другая среда, это другой мир. Здесь исчезает зависимость от физических объектов, а также от физического тела и его потребностей. Поэтому достаточно много освобожденной энергии и свободы. 

Зато на начальных стадиях тут присутствует непрерывный поток мыслей. О многих из них мы до этого времени даже не догадывались. Они появляются из ранее недоступных для нас глубин неосознаваемого существования и становятся осознанными. Что выберешь, каким мыслям  подчинишься, какие наполнишь посредством своего внимания энергией, те и будут формировать твои последующие представления и жизнь. 

 Это предоставляет большую свободу выбора, но также накладывает высокую ответственность. Любое принятое решение на этом уровне может привести как к благоприятным результатам, так и значительно усложнить жизнь.    

Однако если соблюдать принципы яма, нияма, а также регулярно практиковаться в асане и пранаяме, то постепенно мы разовьем первичные навыки сосредоточенности, самоконтроля и самоанализа. А в разуме будет сформировано правильное предпочтение к дальнейшему самопознанию и духовному развитию. 

То есть в этом случае в Пратьяхаре правильный выбор дальнейшего направления развития становится очевидным. Чувства естественным образом отвлекутся от объектов, мысли потекут в нужном направлении, а все остальное  просто станет несущественным. Так осуществляется контроль разума и достигается контроль чувств.

 В результате пратьяхары, когда субстанция разума находится под контролем, чувства также контролируются и нет необходимости в особом усилии для контроля чувств. 

Джайгишавья

Фактически, чувства начинают следовать внутренней форме сознания и прекращают свою внешнюю деятельность. Человек избавляется от шор страстных впечатлений, эмоций, влечений и привязанностей, которые прежде создавали беспокойство.

Он становится хозяином разума, обретает свободу и начинает смотреть на внешний мир спокойно, непредвзято, глубоко проникая в истинную суть вещей и событий.  Человек начинает видеть единство мира, взаимосвязь событий, а также ощущать присутствие высшей духовной силы и высшего "Я". 

Это присутствие становится настолько реальным и очевидным, что вопросов и сомнений о направлении дальнейшего развития не возникает. Теперь все внимание сосредоточено на исследовании Высшего Сознания и духовных аспектов бытия.

Индрии (чувства), их роль и отвлечение от объектов

Бхагавадгита,  чувства влекущие в болото наслаждений.

В йоге представление о том, что такое чувства и органы чувств несколько шире общепринятого. Их здесь называют индриями и обозначают как функции, способности сознания. Фактически это органы восприятия. От их работы зависит насколько чистой и реальной предстанет перед  сознанием картина окружающего нас пространства.

Считается, что чувства состоят из тонкой сенсорной материи и посредством органов чувств тела — физического, астрального, причинного и других, обеспечивается восприятие и познание объектов  мира.

Иногда индрии образно сравнивают с щупальцами ума, посредством которых он исследует пространство. Информация, поступающая от них, формирует у нас представление о мире и влияет на наши мысли, слова и поступки. 

Выделяют  две группы индрий: пять индрий действия (органов деятельности) и пять индрий познания (восприятия). 

Индрии познания и деятельности
Индрии познанияИндрий действия
ЗрениеХождение
СлухХватание
ОсязаниеРечь
ОбоняниеРазмножение
ВкусВыделение

Чувства, в силу своей природы, всегда стремятся к наслаждению. Если не осуществлять их контроль, они  привязываются к тем объектам, которые обеспечивают такое наслаждение. 

Так как наше внимание в основном направлено на внешний мир, то чаще всего образуется привязанность к объектам именно внешнего мира. Мы становимся его рабами и забывает о мире внутреннем. То есть забываем о том, кем являемся в действительности.

  Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?

Библия. 1-е послание Коринфянам 3 стих 16

В итоге теряем свободу, утрачиваем способность независимого самоанализа и самоконтроля, обретаем негативные качества. Ярким примером может служить привязанность к алкоголю и наркотикам. Менее заметна, но не менее опасна привязанность к деньгам, вещам, наслаждениям. 

На расположенном выше изображении из Бхагавадгиты символически отображено, как чувства, в виде вышедших из подчинения коней, несутся в болото наслаждений. Возница-разум, опьяненный желанием наслаждений, ничего не может поделать ни с конями, ни с самим собой. А в повозке сидит испуганная душа.

Когда в Пратьяхаре мы отстраняем чувства от объектов внешнего мира, направляем их и все свое внимание на самопознание и внутренние духовные аспекты, тогда восприятие становится более реальным и осознанным, более ярким и широким, обретаются сверхспособности (сиддхи). В том числе способность мгновенного осознания сути вещей и явлений. 

Какие процессы происходят в Пратьяхаре

Для верного понимания сути Пратьяхары  полезно более детально познакомится с процессами, которые происходят в системе нашего разума при взаимодействии чувств (индрий) с объектам наслаждений.

Как образуются и устраняются заблуждения и привязанности

Наш ум посредством органов чувств постоянно сканирует внутреннее и внешнее пространство, переключаясь с одного объекта на другой. Полученная информация обрабатывается, сравнивается с прошлыми знаниями, образуя впечатления, формируя мысли, слова и поступки.

 Все это откладывается в памяти, окрашивая наше восприятие в определенный “цвет”. При повторном обращении к этому же или похожему объекту мы воспринимаем его через опыт  таких прошлых впечатлений, словно сквозь фильтр — линзу, окрашенную в определенный цвет. 

Но мир не стоит на месте. В нем все постоянно меняется. Поэтому взгляд на него с позиций прошлого мешает воспринимать окружение  таким, каким оно является в настоящее время,  порождает иллюзии и предрассудки.  

Например, если вам нагрубит незнакомец, то ваши чувства будут ущемлены. В уме вы прикрепите этому человеку ярлык грубияна и в дальнейшие постараетесь не вступать с ним в отношения. Хотя, возможно, это была единственная, нечаянная  грубость за всю сознательную жизнь этого человека.

Процесс образования ошибочных представлений в нашем уме происходит непрестанно, не позволяя остановиться, сосредоточиться и проникнуть в суть происходящих событий.  Он определяет наше мышление, поведение, взаимоотношения с миром. Человеку свойственно ошибаться!

Привязанность к объектам в значительной мере обусловлена устройством нашего мозга, который состоит из более 100 млрд нейронов.  Нейрон, это электрически возбудимая клетка. Ее функция —  приём , обработка, хранение, передача и выведение информации собраной с помощью органов восприятия. 

Каждый нейрон может образовывать до 50 тыс. связей с другими нейронами.То есть образовывать сеть из одного квадриллиона связей (15 нулей). 

Прочные связи нейронов - основа привычек и привязанностей.

Всякое взаимодействие с миром создает нервный импульс и образует  цепочку связей какого-то количества нейронов. Если действие повторяется часто, то  эта цепочка связей становится  настолько прочной, что ее бывает трудно разорвать. Более того, она становится рефлекторной. Так на физическом плане формируются привычки и привязанности. 

Например, если вы начали регулярно курить сигареты, то образуется устойчивая зависимость. Вам будет трудно отказатся от табакокурения. При каждом удобном случае руки станут сами тянутся к пачке с сигаретами. И ум в своем стремлении к наслаждению будет со своей стороны это поддерживать.

Устранить подобные заблуждения и привязанности можно в Пратьяхаре посредством осознанного контроля разума и чувств. Так как здесь выше осознанность, более чистое сознание и достаточно психической энергии, чтобы справится со своими проблемами.  

 Процессы в системе "разум — чувства"

В разных источниках по йоге имеются различия в терминах и структуре  этой системы. Согласно упрощенной схеме, в ней выделяют тонкую  материальную основу разума - Читту, а также  Манас (ум), Ахамкару (эго)  и Буддхи (разум). 

Фактически это разные части одного обусловленного сознания, со своими функциями, возможностями и задачами. Когда они в спокойном и непривязанном состоянии, мы воспринимаем мир таким , какой он есть в действительности. Образно это можно сравнить со штилем на водоеме, когда нет мути и волн, поэтому видно все, что находится на дне и в толще воды.

Что такое Читта?
    
Чита, это:
- ограниченная и обусловленная часть Космического  Разума; - наивысшая форма материи;
- зеркало, в котором отражается объективная реальность;
- озеро подсознательных впечатлений, которые являются причиной желаний и интересов, создают возможности к появлению личности.

 Все что содержится в манасе, ахамкаре и будхи словно пыль на зеркале Читы может искажать и затруднять восприятие реальности. 
“Читта стабилизируется и освобождается от иллюзии по мере очищения низшей природы и прекращения потворствования ей.” Йога-сутры Патанджали. Гл.1, сутра 37, перевод Бейли.
Что такое Манас?
Манас - ум, часть системы разума, связанная с получением и фиксированием внешней информации.
Его функция понять и принять решение о передаче важной и необходимой сенсорной информации внутрь системы.
Обладает способностью задавать вопросы и сомневаться. Часто становится легкой добычей наших желаний и влечений. Может управлять желаниями, когда ахамкара и буддхи лишены дисбаланса.
Что такое Ахамкара?
Ахамкара - эго, ложное “Я» человека, отождествление не с истинным”Я” (чистым, неограниченным Сознанием), а с телом и умом. Придает личности индивидуальность и делает ее уникальной. Буддхи может понимать и принимать решения в контексте эго. Также оно влияет на ум (манас), ограничивая его деятельность в границах индивидуальности и сложившихся представлений. 
Что такое Буддхи?
Буддхи - думающий разум. Осуществляет функцию различения, судит, принимает решения и осуществляет многомерность восприятия. Является определяющим фактором нахождения высшей истины. Мудрость и верность принимаемых им решений зависит от спокойствия и чистоты манаса, читты, ахамкары. Когда полностью очищен, то побуждает все остальные слои к самопознанию и осознанию Истинного “Я”.

 Органы чувств поставляют в манас восприятия, которые тот облекает в понятия (слова, термины), опираясь на эмоциональный фундамент верхнего слоя Читты. Вместе восприятия и понятия составляют понимание. 

Манас (ум) является контролером индрий, но у него нет полномочий принимать окончательное решение. В этом он во многом опирается на механизмы Ахамкары  (эго) и Буддхи (разума). 

Как уже отмечалось ранее, ум имеют склонность к удовлетворению посредством чувств своих естественных потребностей — наслаждаться видом, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Когда он чрезмерно увлечен  чувствами и неумеренно привязан к объектам наслаждений, тогда эго и разум тоже  возбуждаются и переходят в состояние разбросанности и противоречия. 

В результате на поверхности Читты образуется рябь, мешающая сознанию правильно воспринимать реальность. Это приводит к дисбалансу в работе всей системы и является основной причиной наших заблуждений, беспокойств и страданий.

Исправить ситуацию можно,  разорвав привязанность чувств к внешним объектам, и нацелив органы восприятия на внутренние процессы. 

Органы восприятия обращаются вовнутрь, когда привлечены не к объектам, а к формам Читты. 

“Йога сутры” Патанджали. Глава 2, сутра 54, Вивекананда (новый перевод)

Тогда манас успокаивается, эго очищается, разум приходит к просветлению и мудрости. Зеркало Читты  становится гладким и прозрачным. Реальность больше не искажается. Мы, как сознание, воспринимаем мир в истинном свете и возвращаемся в состояние равновесия, сосредоточенности и единства.

Обращаем внимание, что речь не идет о замене одних объектов наслаждения другими, и не о переходе к бесчувственному состоянию. Это скорее отстраненное присутствие, золотая середина между двумя противоположными крайностями. 

И уж тем более чувства здесь не уничтожаются и не отключаются. Они просто перестают беспокоить Читту, потому что перенаправлены внутрь разума, в буддхи. Теперь они находятся не под властью ума, а под контролем более высокого и более чистого сознания, где происходит более осознанная, правильная оценка новых, а также “старых” идей и мыслей. 

Поэтому наше восприятие становится более реальным и осознанным, более ярким и широким, обретаются сверхспособности - сиддхи. В том числе способность мгновенного осознания сути вещей и явлений. 

Избавится от привязанности чувств и заблуждений не просто, так как чувства это инструменты ума для получения  наслаждений и они прочно привязаны к объектам  наслаждений. Поэтому требуется длительное пребывание в Пратьяхаре. Продолжительность этой стадии может измеряться годами, десятилетиями и даже количеством воплощений.

Пратьяхара и внутренний Наблюдатель

Для успешного самопознания в практике йоги широко используется техника присутствия внутреннего наблюдателя. Этот  наблюдатель изначально заложен в наше существо.

На разных этапах развития он воспринимается нами по разному. Как правило, через различные формы “Я”, когда мы воспринимаем себя в качестве субъекта, отстраненно наблюдающего за  различными объектами.

В зависимости от уровня нашей осознанности, как субъект, мы можем наблюдать  объекты внешнего и внутреннего мира. Следить за состоянием своего тела, ума, эго и разума, продвигаться в более высокие сферы мироздания. 

На стадии Пратьяхары присутствие внутреннего наблюдателя выходит на новый уровень, и его значение усиливается.  Мы  конкретно начинаем ощущать себя существом,  разотождествленным с внешним миром, физическим телом, умом, низшим эго  и разумом.

Мы вышли за пределы системы и теперь можем смотреть на нее со стороны не зашоренным взглядом.  Несмотря на кажущуюся пустоту, ведь фактически наблюдатель пуст, чувствуется какое-то высшее Присутствие. То, которое определяет кто есть кто и что есть что.

В то же время  все в большей степени  начинает занимать вопрос: “Кто я как наблюдатель?”. То есть, наблюдатель  пытается наблюдать самого себя. Когда это удается, возникает состояние  чистого существования — “Я есть”

Развитие в Пратьяхаре сосредоточенности 

В Пратьяхаре происходит  дальнейшее развитие  способности сосредотачиваться. Это очень важное качество, так как когда нет достаточного сосредоточения, мы находимся под властью вритти, то есть сливаемся с видоизменениями своего ума и входим в состояние разбросанности. 

В другое время [вне периода сосредоточения] наблюдатель отождествляется с модификациями ума. 

“Йога сутры” Патанджали. Глава 1, сутра 4, Вивекананда

Это приводит к тому, что “способность понимания объекта, либо замещается его ментальной концепцией, либо попросту отсутствует как таковая.( “Йога сутры” Патанджали. Глава 1, сутра 4, Десикачара (Кришнамачарьи).   

И, наоборот, когда наблюдатель полностью сосредоточен на своей  природе, тогда он пребывает в собственной природе.

В это время [в период сосредоточения] наблюдатель (Пуруша) пребывает в собственном [неизменённом] состоянии.

“Йога сутры” Патанджали. Глава 1, сутра 3, Вивекананда

На стадии Пратьяхары происходит понимание, что концентрация внимания не означает замораживание объекта, превращение его и нас во что-то мертвое и неподвижное. Прежде всего это глубинное погружение в объект, осознание его качеств, сути, предназначения. 

Сосредоточение ума есть постоянное и неуклонное углубление сознания в объекте концентрации, движение ума внутрь данной точки. 

Вивекананда

Чтобы возбужденный ум перестал рефлекторно метаться, а  концентрация, познание и осознание стали возможными, ему позволяют вначале некоторое время блуждать. Это похоже на укрощение  лошади, которая вначале пытается прыгать во все стороны, а потом успокаиваясь переходит под власть наездника.

Также и разум постепенно переходит под управление Наблюдателя. А мы, наблюдая за работой и метаниями ума, добиваемся следующих результатов:

  • узнаем что он из себя представляет, а значит, сможем его умело контролировать и использовать;
  • отучаем сознание от метания из стороны в сторону и можем направить в нужном направлении;
  • обретаем способность внутренней сосредоточенности вне какого-либо конкретного объекта;

 Более детально концентрация на конкретных объектах осваивается в следующей, шестой ступени йоги, в Дхаране. 

Основные выводы

Пратьяхара это важный этап для человека, стремящегося к самопознанию и духовности. Состояния и опыты, которые мы здесь переживаем снимают завесу неведения с наших глаз, изменяют качество жизни. Мы перестаем быть рабами своего тела и ума, становимся более осознанным, обретаем свободу от привязанностей, спокойствие и трезвый взгляд на мир.

Пратьяхара, это одна из частей йоги. При помощи упражнений  йоги можно наполниться энергией, развить способности, восстановить здоровье и многое другое. Но настоящим ее началом является Пратьяхара, когда мы, становясь наблюдателем, погружаемся в молчаливое созерцание природы сознания.  

В ней происходит внутренняя переоценка сигналов, поступающих от органов восприятия. Человек остается в полном сознании и может в любую минуту выйти из самопогружения. Потому что на самом деле он научился контролировать процесс и просто переводит внимание с внешних объектов на внутреннее пространство, а потом на свидетельствование себя как субъекта, “Я Есть”.

Чтобы преобразование произошло естественным образом и не нанесло вреда, следует помнить, что не случайно данной практике предшествуют Яма, Нияма, Асана и Пранаяма. Благодаря им создаются нужные условия и образуются начальные навыки, необходимые для дальнейшей практики.

Следует отметить, что наши проблемы не в наличии чувств или разума. Они, это дарованное нам свыше сокровище, совершенные инструменты для сотворения и познания жизни. Как всегда, причина всех проблем кроется в нас самих. 

  • Мы утратили контроль за деятельностью чувств, этих инструментов восприятия. В результате вместо того, чтобы быть хозяевами, стали их слугами. Они решают что и как нам делать.
  • Неуправляемые сознанием чувства бесконтрольно привязываются к объектам наслаждения, делая нас зависимыми рабами этих объектов.
  • Мы оцениваем настоящее мерками  прошлого чувственного восприятия. Это образует диссонанс в разуме, нарушает гармонию, приводит к страхам и страданиям.
  • Утратив реальное представление о мире и своем месте в нем, мы впали в невежество и смирились со сложившейся ситуацией, считая ее нормой жизни. Поэтому часто не воспринимаем возможность освобождения от заблуждений и страданий, как что-то важное и необходимое.
  • Наше внимание полностью направлено на объекты внешнего мира, где трудно что-то изменить. Этот мир существует миллиарды лет согласно установленным для него законам. Мы, находясь в состоянии ложного “Я,” можем под них подстраиваться, но не менять. 
  • Внешний мир — это по сути продолжение мира внутреннего. Но мы забыли о внутреннем мире, где формируется все внешнее, где мы не слуги, а хозяева, не потребители, а творцы.

В процессе жизни неоднократно приходится встречать людей, которые, загоревшись желанием самосовершенствования и духовного развития, и, надеясь на быстрый эффект,  сразу пытаются заниматься медитацией. Увы, но для многих это невозможно, не пройдя Пратьяхару и предшествующие ей этапы.

Также может возникнуть неправильное понимание, что подобные упражнения  способствуют отказу от всего мирского. Что превращают нас в бесстрастного, от всего отрешенного “человека-буку”, которому ничего не нужно и которого ничто не радует. 

В действительности мы ничего, кроме иллюзий и страданий, не теряем. Более того, происходит развитие более тонкого восприятия, проявляются новые качества, расширяются возможности. Избавившись от привязанностей чувств, обретя свободу и контроль над умом, человек становится более социально адаптированным. 

Он осознает действительное положение вещей, обладает достаточной интуицией и мудростью, лишен страха, удовлетворен тем, что имеет и потому вполне счастлив. Внешний мир ему видится как арена, а роль, которую он здесь выполняет, воспринимается как собственный свободный выбор и как способ познания своих возможностей.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение