Пратьяхара: практика стороннего наблюдателя, дополнительные упражнения и результаты

Пратьяхара практика.

Пратьяхара, практика стороннего Наблюдателя, это некоторая последовательность естественных процессов происходящих в нашем сознании  при его трансформации с помощью метода Йоги. Основное назначение этого метода — “удержание материи мысли [Читта] от обличения в различные образы [Вритти].  Для решения этой задачи ум следует привести в спокойное, уравновешенное состояние.

Уравновешенность ума означает равное его отношение как к негативному, так и к позитивному. Потому что с одной стороны, мы не можем гарантированно знать каким будет данный эффект по прошествии некоторого времени.

 А с другой стороны, хорошее и плохое, это две противоположности, две стороны одной монеты, которые одновременно присутствуют в любом действии. Просто мы уделяем какой-то из них больше внимания. И это влияет на нашу жизнь.

Наиболее правильным и рациональным будет одинаково спокойное отношение к проявленным крайностям. Приобретение такого равновесного состояния  в Йоге достигается на стадии Пратьяхары посредством отвлечения органов чувств от объектов к которым их привязывает жажда наслаждений.

Пратьяхара — практика отвлечения чувств и осознания стороннего Наблюдателя

Пратьяхара, это отвлечение чувств от внешних объектов.

Практика Пратьяхары позволяет осознанно, посредством глубокой концентрации внимания развернуть восприятие органов чувств от внешних объектов на внутренний субъект — воспринимающее “Я”. 

Такая осознанность, концентрация и восприятие вырабатывается в процессе прохождения предыдущих ступеней йогической практики - ямы, ниямы, асаны, пранаямы и совершенствуется на данном этапе. Также она зависит от кармы и опыта предыдущих воплощений.

Весь процесс можно условно разделить на следующие этапы.

  1. Отстранение ума от объектов внешнего мира.
  2. Освобождение ума от влияния физического тела.
  3. Наблюдение за мыслительным процессом.
  4. Очищение объективного слоя ума. 

Достижение перечисленных состояний приходит естественным образом  вследствие того, что разум, благодаря практике, начинает подчиняться более высокому сознанию, а не только своим бессознательным рефлексам. Он перестает скакать в поисках наслаждения от одного объекта к другому, обретает устойчивость и  однонаправленность. 

«При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания – это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств» 

«Йога-сутры» Патанджали, глава 2, сутры 54 — 55, перевод Островская и Рудой

Не надо воевать со своими чувствами, подавлять их. Благодаря переориентации они сами придут в уравновешенное состояние. Внешние объекты, звуки и ощущения могут восприниматься, но они перестанут беспокоить. 

Как говорил С. Шивананда: "Йог, надёжно утвердившийся в Пратьяхаре, может спокойно медитировать даже на поле битвы, под непрерывный грохот бесчисленных орудий"

 Условия необходимые для успешной практики

Фактически практика Пратьяхары начинается задолго до обретения этого состояния. Следование принципам Ямы, Ниямы, а также  упражнение в Асанах и Пранаяме открывают в нас не только нужные качества и способности, но и создают  определенную почву для успеха в Пратьяхаре, необходимые условия для вхождения в нужное состояние. Перечислим основные из этих условий.

  1. Соблюдение воздержаний Ямы и предписаний Ниямы — дисциплинирует, учит контролю.
  2. Умение некоторое время сохранять внимание сконцентрированным на одном объекте — позволяет отключиться от всего внешнего..
  3. Развитые навыки осознанного наблюдения — способствуют осознанию себя сторонним наблюдателем..
  4. Освоенная асана, это положение тела, в котором можно  длительное время находится без малейшего движения — важно для успокоения разума.
  5. Достигнутое в пранаяме состояние Кевала кумбхака, естественного прекращения вдоха и выдоха, позволяет ощутить поток праны, полностью отключиться от восприятия физического тела и естественным образом перейти в роль наблюдателя чувств и мыслей.
  6. Опыт абстрагирования и разотождествления с внешними объектами, физическим телом  и дыханием — освобождает большое количество энергии (праны), которая теперь может быть направлена на дальнейшее совершенствование.

 Речь не идет о 100% выполнении названных условий. Да это и невозможно, так как развитие качеств происходит постепенно, в том числе и в следующих за Пратьяхарой ступенях Йоги. Но некоторый уровень все-таки должен быть достигнут.

Что такое Кевала Кумбаха
Кевала кумбхака – окончательное отвлечение внимания от физического тела посредством прекращения дыхательных движений. Возникает естественным образом, в результате глубокого расслабления и при концентрированном созерцании объекта. Может ощущаться как объединение внутреннего и внешнего потока праны, вследствие чего исчезает необходимость совершения вдохов и выдохов.

Техника “сторонний Наблюдатель” 

Чтобы отвязать чувства от объектов наслаждения и сделать ум устойчивым, используется техника стороннего Наблюдателя. Для этого мы выносим себя за рамки  участника процесса и смотрим на происходящие внутри нас процессы как бы со стороны. 

Существует известный принцип, гласящий, что система не может познать себя изнутри. Часто только взгляд со стороны позволяет увидеть то, что скрыто .

"Мозг, породивший проблему, найти её решение не может". 

А. Эйнштейн

Технику стороннего Наблюдателя  можно разделить на несколько этапов. Для освоения каждого может потребоваться продолжительное время. 

  1. 1. Выполняем разученную асану. Она считается освоенной, если в ней можем находиться полностью расслабленными и неподвижными не менее 3 часов.
  2. Закрываем глаза и полностью расслабляемся.
  3. Об­ращаем внимание на то, что происходит снаружи, и наблюдаем свои реакции: ощущения, чувства, эмоциональные пережи­вания.
  4. Переводим внимание на тело и наблюдаем происходящие в нем изменения и свои реакции. Так как наше внимание однонаправленное по своей природе, то естественным образом происходит абстрагирование (отвлечение) от объектов внешнего мира.
  5. Наблюдаем дыхание, уделяя особое внимание его успокоению и особенно задержкам после вдоха и выдоха. При этом не прилагаем волевых усилий. Мы просто наблюдаем.
  6. Наблюдаем свои эмоции и чувства.
  7. Наблюдаем свои мысли. 

По мере развития навыков мы все в большей степени ощущаем себя сторонним Наблюдателем, а также разотождествляемся с  телом и разумом. Время вхождения в состояние Наблюдателя будет постепенно укорачиваться, и в дальнейшем переход станет фактически моментальным. 

Выполняя упражнения, следует осознавать для чего все делается. Мы познаем себя! При этом не нужно прилагать физических или психических усилий к объекту наблюдения, а также пытаться влиять на происходящие процессы. Все должно происходить естественным образом с обязательным выполнением следующих условий:

  • наблюдая объекты внешнего и внутреннего мира, мысли, эмоции или чувства, мы не отождествляемся с ними, а воспринимаем их как нечто для нас постороннее не являющееся нами; 
  • смотрим так, как смотрят на  проплывающие по небу облака,  не пытаясь остановить их или как-то изменить;  
  • стараемся уделить объекту все свое внимание, не отвлекаясь на окружающее;
  • смотрим, как смотрят дети, с интересом, так словно видим это впервые, уделяя внимание нюансам;
  • воспринимаем объект как нечто постороннее, принадлежащее нам как инструмент, который можем в любой момент использовать или отложить в сторону;
  •  не оцениваем наблюдаемые объекты, исходя из опыта прошлых знаний и впечатлений, не прогнозируем их будущее, просто смотрим.

 При соблюдении этих условий в обусловленный разум более глубоко проникает свет высшего, чистого Сознания (уровень “Я есть”). Теперь разум находится не только  под влиянием чувств, ума, привязанностей и ложного эго.

Мы начинаем явственно ощущать присутствие этого  более высокого “Я”.  Происходит как бы некоторое слияние с нашей истинной высшей природой и очищение восприятия от иллюзий и впечатлений прошлого, фантазий будущего. 

Можно сказать, что теперь мы смотрим на объект не только через линзу затуманенного Эго, но и напрямую, как индивидуальное сознание (душа). Именно наше истинное “Я”, теперь оценивает объект, определяет что это такое и свое отношение к нему. 

Мы эту работу на первых порах даже не замечаем, так как еще не в состоянии в достаточной мере воспринять и осознать свою истинную природу, свое высшее присутствие, свое “Я есть”. 

«Глаз видит что-либо красивее, но не допускайте, чтобы это дошло до сознания в форме красоты. Упражнение в этом с твердой решимостью называется Пратьяхарой. Так следует поступать со всеми остальными чувствами».

Свами Абхаянанда Сарасвати

 Со временем, когда приходим к наблюдению мыслей, практикующий начинает различать между ними разрывы, промежутки безмыслия, полного молчания  и ощущения безграничного пространства. 

Эти промежутки молчания разума будут постепенно увеличиваться и проявится способность предчувствия того, какая мысль будет следующей и о чем мы собираемся думать дальше. Таким образом, появляется возможность осознанно контролировать направление своей деятельности.

Наличие внутреннего спокойствия, способности  удерживать сознание от обличения в чувственные крайности, многочисленные образы и формы, означает что мы  постигли Пратьяхару.

Дополнительные упражнения для освоения Пратьяхары

Тратака — пристальное созерцание объекта.

Для развития внутренней сосредоточенности и  успешного выполнения основной практики можно использовать дополнительные упражнения. Перечислим некоторые из них.

Практика Антар мауна. Очень похожа на технику стороннего Наблюдателя. Предназначена для перемещения сознания внутрь себя, осознания  механизмов работы ума и взятия его под контроль. Позволяет обнаружить внутреннюю сумятицу, войти в состояния безмолвия и прочувствовать внутреннюю тишину. Процесс делится на  6 стадий и заканчивается спонтанной медитацией.

Устремить безразличный взгляд на какую-нибудь точку на оживленной улице и оставаться безучастным ко всему, что будет проходить перед вашим взором. Не должно появляться никаких мыслей. Развивается способность по желанию удерживать Читу сосредоточенной, дает власть над умом  и чувствами.

 Всякий представший перед нами образ образует глубинные внутренние ощущения и вызывает в разуме одобрение или неодобрение. Суть этого упражнения в полном отказе от оценок нашего эго и в дальнейшем успокоении разума. 

Техника поэтапного отключения чувств. В физическом мире наше внимание однонаправленное. Оно одномоментно, как луч фонарика, выявляет и воспринимает только небольшую часть объектов. Поэтому многие люди не могут одновременно сосредотачиваться на нескольких объектах.

Суть упражнения в том, что если хорошо сконцентрироваться, например, на работе  слуха, то другие органы чувств останутся “не у дел” и не смогут влиять на ваше восприятие. 

Упражнение позволяет развить способность концентрации. Начать можно с внешних объектов. В дальнейшем это позволит легче перейти к наблюдению за процессами происходящими внутри нас, а также облегчит работу по разотождествлению с чувствами и мыслями. 

Концентрация на звуках Анахата чакры. Это отдельная большая практика (Лайя-Йога) , но некоторые мастера йоги (Свами Абхаянанда Сарасвати, Свами Иогананда) рекомендуют использовать  ее на высших стадиях Пратьяхары. Пред концентрацией принимается поза Сиддхасана и выполняется Йони Мудра: 

  1. Большими пальцами обеих рук затыкаем уши, указательными пальцами закрываем глаза , нос — средними, а рот остальными.
  2.  Сосредотачиваем внимание на звуках, которые начинают слышаться в правом ухе. При правильном выполнении упражнения характер звуков меняется от раскатов грома, шума прибоя, падающего дождя — до звуков барабанов, колокольчиков, флейты и лютни. 
  3. Когда звуки начинают вполне явственно раздаваться в Анахате Чакре,  взгляд устремляют на какую-нибудь внешнюю точку, а внимание на одну из чакр. 

Анализ чувств и мыслей в процессе повседневной жизни. Постарайтесь отмечать в уме мысли и чувства, которые навещают вас в каждый момент времени. В конце дня проведите краткий анализ, обратите внимание на то, насколько то, что происходило, согласуется с наставлениями Ямы и Ниямы, как выглядело со стороны и как вы к этому относитесь. 

Очень полезно отмечать все в специальном духовном дневнике, выполненном в форме таблицы. Позволяет развить способность внутреннего наблюдения, всегда быть в состоянии “Здесь и сейчас”, хорошо развивает память.

Наблюдение пустоты и пространства. В моменты безмолвия стараемся ментально воспринять весь объем пространства вокруг нас. Это останавливает процесс мышления, обеспечивает устойчивость сознания, позволяет лучше прочувствовать присутствие себя как Наблюдателя.

Размышление о высшем идеале и сверхчувствительных опытах  увеличивает силу внутренней сосредоточенности,наполняет энергией и волей к дальнейшему совершенствованию. В Бхагавад-Гите говорится что всякий раз, когда ум блуждает, мы должны сдерживать его и устремлять на высшее «Я». 

Всякий объект размышления о Божественном, в котором мы стараемся раствориться, исключив из нашего сознания всякую иную мысль или образ, есть одна из форм Пратьяхары. 

Техники пратьяхары Мармастханани, пратьяхара Яджнавалкьи, Кшурика дхарана.  Они могут быть сложны для понимания, так как требуют определенного знания Вед. 

Что способствует и препятствует успеху в практике Пратьяхары

Некоторые люди  бросают занятия йогой, потому что не удовлетворены полученным опытом. Это происходит только из-за того, что не выполняются нужные требования. Они не создали внутри себя благоприятной почвы для прорастания и правильного развития, заложенного в каждом из нас семени духовности. Что нужно для успеха?

  1. Регулярная практика.
  2. Успешное усвоение принципов Ямы и Ниямы.
  3. Устойчивость позы. 
  4. Состояние  Кевала Кумбаха.
  5. Уметь абстрагироваться от физического тела и внешнего мира. 
  6. Успокоить разум и сделать его своим слугой.
  7. Развитие различения между реальным и иллюзорным.
  8.  Опыт прошлых воплощений.
  9.  Положительная карма.

Невыполнение перечисленных условий является основным препятствием на пути к успеху. Потому что невыполнение каждого приводит к нарушению естественного процесса взращивания Сознания и мешает Его возвращению в  изначальное чистое состояние.

Результаты практики 

Мы настолько увлеклись материальными ценностями и наслаждениями физического мира, что сами стали придатками этого мира. Забыт наказ “жить в мире так, словно мы не от мира сего”. Забыто, что мы  чистое Сознание,  Душа, а тело, чувства и разум, это всего лишь наши инструменты. Мы лишились свободы, застряв в установках и ограничениях своего ложного Эго.

 В Пратьяхаре мы переживаем опыт разотождествления с объектами материальной природы и  возвращаем себе часть утраченной свободы. Освобождение от всего внешнего, тела, мыслей и чувств расширяет горизонт нашего восприятия и открывает новые возможности. В процессе практики постепенно, то появляясь, то исчезая,  проявляются следующие изменения.

  1. Человек получает опыт разотождетвленного существования и начинает осознавать  свою истинную природу и божественность всего окружающего.
  2. То, что было в  уме бессознательным становится осознанным, проявляется  интуиция, обретается мудрость.
  3. Развивается умение работать с мыслями и эмоциями. Можно по своей воле соединять или разъединять ум с органами чувств.
  4. Получая свободу от власти чувств, личность становится беспристрастной, спокойной и уравновешенной. Такого человека невозможно “вывести из Себя”, им невозможно манипулировать.
  5. Происходит избавление от ненужных автоматических реакций на окружающие объекты.
  6. Обретается свобода  от привязанностей, внутренних комплексов и программ эго. 
  7. Повышается качество жизни. Потому что тот, кто осознал свои индрии, познал их возможности и научился ими управлять по своему желанию  воспринимает мир более ярко и полно.
  8. Одурманенный ранее извращенными чувственными переживаниями разум освобождается от привязанностей и обретает способность правильного восприятия реальности
  9. Образуется большое количество свободной психической энергии, которая прежде тратилась чувствами на слияние с объектами наслаждения и разумом на создание иллюзий.
  10. Освободившаяся энергия может быть использована для решения физических, ментальных и духовных задач.
  11. Обретя способность контролировать ум и мысли, можно стать кем угодно и каким угодно. Поведение становится не рефлекторным, как раньше, а осмысленным.
  12.  Познавшему природу своего разума, становятся видны и понятны разумы других людей. Он понимает настоящую причину их действия и бездействия. Его невозможно обмануть. 
  13. Приходит понимание своего предназначения, чего хочешь и для чего пришел в этот мир.
  14. Становишься пригодным для дальнейшей духовной практики.

Выводы и рекомендации

Неизменность наблюдателя и потенциал индивидуального сознания создают в системе нашего восприятия источник стабильности. Чувства больше не несутся, закусив удила, к трясине наслаждений. Разум перестает быть плохим хозяином и становится хорошим, могущественным слугой. В результате:

  •  разум успокаивается, очищается от привязанностей;
  • чувства становится управляемыми;
  •  посторонние мысли исчезают; 
  • мы постепенно приходим к правильному и более глубокому пониманию сути вещей и событий; 
  • освобождаемся из-под влияния гун материальной природы; 
  • приобретаем высокие духовные качества;
  • наши действия теперь совершаются должным образом, в нужное время, в соответствии с целями  и задачами Творения, что приносит радость и блаженство. 
  • Появляется способность внутренней сосредоточенности вне объекта концентрации: проявляется внутреннее”Я”, которое ни во что не вмешивается, бесконечное пространство и полная тишина.

Первое время даже кажется, что сам Бог выполняет  наши пожелания. На самом деле мы теперь просто хотим того же что и Он. Это уже в некотором роде слияние. Пускай пока не полное, но все-таки уже какое-то единение с Высшим. Что собственно и является целью Йоги.

Поэтому предавайтесь высшей силе. Постарайтесь осознать, что единственной реальностью, источником и творцом мира является чистое Сознание. Никто в мире не знает Творения и происходящих в нем процессов лучше чем его Создатель. 

Этот Создатель и есть наше высшее “Я”,  наша душа. Она никогда не была и не будет нашим врагом и недоброжелателем. Мы же не враги сами себе! Подчиняясь и  наблюдая смиренно Ее работу, мы познаем себя, свою истинную природу и постепенно избавляемся от всех страданий, заблуждений и иллюзий.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение