Значимость Пранаямы или йоговского дыхания, так велика , что часто ее выделяют как отдельную форму Йоги. На самом деле Пранаяма, это часть общей практики йога, которая посредством дыхания позволяет развить чувственные способности и силу мысли, прийти к более утонченному восприятию и распознаванию внутренней энергии.
Благодаря пранаяме, разум становится более спокойным и устойчивым. Вместе с другими инструментами йоги, это способствует развитию концентрации внимания, достижению сосредоточенности и освобождению от покровов Майи (иллюзий).
У обычного человека возможности ума и физических органов чувств весьма ограничены. Он не все видит, слышит, осязает и, соответственно, не все правильно воспринимает.
Пранаяма позволяет расширить способность восприятия, погрузиться в глубины своего существа и внутреннего мира, составить верное представление о жизни и своем месте в ней.
Пранаяма Йога, осознание и контроль жизненной энергии Праны
Пранаяма — это четвертая ступень йоги, описанная в Йога-Сутрах Патанджали. Комментируя Сутры, разные учителя йоги вкладывают в это понятие два различающихся смысла.
- Пранаяма это — сознательное регулирование процессов дыхания - вдоха, выдоха, задержки. Считается что таким образом осуществляется правильное управление жизненной энергией и достигается покой индивидуального сознания, Читты.
- Пранаяма это — остановка выполнения (movement) вдоха и выдоха, прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Возникает естественным образом в расслабленном состоянии при правильном выполнении асаны. В этом состоянии происходит прочувствование энергии и осознание ее значимости.
В первом случае речь идет о пранаяме, как о практике дыхательных упражнений, посредством которой сокращается количество вдохов и выдохов. В результате тренируется более качественное и полное насыщение организма праной. Также развивается способность различать течение праны в организме и ее регулирование.
Во втором случае, о пранаяме говорится , как о полном расслаблении, когда физическое тело перестает ощущаться, дыхание (вдох и выдох) прекращается и поглощение праны воспринимается как диффузия или как слияние с энергией Космоса.
Оба эти представления не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Что касается самого термина “пранаяма”, он состоит из двух составных слов - “прана”- означающее энергию и “яма”— контроль. Чтобы правильно понять суть процесса разберем эти термины подробнее.
Прана - жизненная энергия
Термин "Прана" в переводе с санскрита означает дыхание или жизнь и традиционно воспринимается как жизненная сила, то есть наполнение жизнью, дыханием жизни. Прана это энергия, которая создает и обеспечивает жизнь.
Согласно представлениям йоги единственным, что реально существует, является Атман — Высшее Сознание, Дух, Бог. Это не проявленное и ничем не ограниченное существование, вне времени и пространства. Под воздействием Его потенциальной внутренней энергии (Пракрити) происходит образование Космического Сознания и первое осознание существования: ” Я есть!”
Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
Евангелие от Иоана, гл.1
Так как Атман это единственное что существует, то все создаваемое Сознанием фактически является виртуальной реальностью
Дальнейшее взаимодействие Атмана, Пракрити и Космического Сознания начинает проявляться как потребность в чем-либо и превращать эту потребность в реальность.
Так реализуется превращение Сознания из “Я есть” в состояние “Я есть это!” Образуется новая виртуальная реальность . В итоге запущенный процесс приводит к появлению материи и различных объектов.
В этом процессе Атман является источником, Пракрити и Сознание инструментом и полем деятельности. Поэтому Пракрити часто именуется еще проматерией или Праматерью материальной Вселенной.
Когда речь идет об энергии, обеспечивающей существование и функционирование жизни, мы говорим о пране. Представление о том, что такое жизнь в йоге существенно отличается от обывательского. Оно более широкое. Поэтому прану часто обозначают как сумму всех энергий проявленных во Вселенной.
Органами чувств физического тела прана непосредственно не воспринимается, и судить о ее наличии мы можем только посредством различных внешних или внутренних проявлений. Например, ощущая ее присутствие, как гравитацию при прыжке в высоту или, как чувства голода, когда возникает потребность в пополнении биоэнергии.
В зависимости от проявления мы можем называть ее атомной, гравитационной, тепловой, электрической, механической и так далее. Хотя изначально это одна и та же энергия, но с разной частотой колебаний. Прана поддерживает существование всех объектов, в том числе и живых организмов.
Функции праны в теле человека
В зависимости от того, через какие функции организма Прана проявляется, в йоге выделяют следующие ее категории — праны.
Праны | Функция и расположение |
---|---|
Прана связанная с дыханием | Дает жизненную силу организму. Центр нахождения, область между бровями. |
Апана | Обеспечивает выделительные функции. Расположена в области ниже пупка. Имеет тенденцию течь вниз |
Самана | Обеспечивает пищеварительную функцию, процесс усвоения питательных веществ и кровообращение. Местонахождение — между сердцем и пупком. |
Удана | Способствует регулированию дыхания, связана с глотанием, мимикой движение в горле, контролирует органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Местонахождение — горло. |
Помимо этих основных категорий различают Упа-праны обеспечивающие менее важные функции, например:
- Нага способствует отрыжке и икоте;
- Курма - связана с глазами, стимулирует моргание;
- Крикала - вызывает чихание,кашель, голод, жажду
- Дэва-датта - вызывает зевоту и сон
- дхананджайя - остается на некоторое время после смерти.
Праны находятся в тонком теле человека, именуемом пранамая коша или праническим телом. Наполнение его праной происходит посредством контакта с окружающей средой через:
- дыхание;
- питание;
- восприятие;
- другие тонкие тела.
Ее количество в нас зависит не только от поступления, но и от того, насколько рачительно мы ее используем. В состоянии покоя тела и разума, когда энергозатратный мыслительный процесс значительно уменьшается, Прана также приходит в спокойное состояние. Это приводит к очищению сознания от виртуальных образов Майи и интуитивному восприятию истины.
Энергетические каналы и чакры человека
Помните, как в школьном опыте с помощью магнита и металлических опилок проявляли невидимые линии магнитного поля? Семь основных чакр, расположенных вдоль сушумна нади (центрального энергетического канала), подобно магниту также образуют в нашем теле энергетические потоки (каналы), которые называются нади (астральные трубки).
Всего по данным разных источников в организме имеется от 35 тысяч до 350 тысяч нади. Самые важные из них Ида, Пингала и Сушумна.
Что такое Сушумна?
Что такое Пингала?
Что такое Ида?
Сами чакры, это скопления энергии определенного качества, которые воздействуют на наше тело и сознание в той степени, в которой они активны. Другими словами, в зависимости от качества и количества праны в этих центрах, внутри нас происходят те или иные психофизические изменения.
Чакры не относятся к какой-то одной сфере живого существа, они располагаются на физическом, эфирном и духовно-энергетическом планах одновременно. Обычно изображаются в виде лотоса с разным количеством лепестков.
Каждый лепесток чакры это образное изображение силы обеспечивающей определенное качество личности. В зависимости от влияния гун личность может проявлять разные качества и быть в состоянии гармонии или дисгармонии.
Муладхара-чакра
Влияет на органы выделения и воспроизводства.
В гармонии проявляется как ощущение физической силы, телесной осознанности, отсутствия суеты, намерение добиваться результата, здоровый эгоизм.
При дисгармонии —агрессивное противостояние, тупость, автоматизм, чувство немощи, суетливость.
Свадхистхана чакра
В гармонии проявляется как ощущение своей привлекательности, страстные эмоции, здоровый пофигизм.
При дисгармонии — одержимость объектом вожделения, неконтролируемые эмоции, неразборчивость в связях.
Манипура чакра
“Сосредоточение на окружности пупка даёт знание тела”. "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 29, Вивекананда.
В гармонии — стремление к учебе,и материальной обеспеченности, к порядку в делах, способность логически мыслить. Способность жертвовать собой ради других.
При дисгармонии - заниженная самооценка,, отсутствие целей, критиканство, стремление к власти, беспорядок в делах.
Анахата- чакра
"Понимание умственного сознания приходит из однонаправленной медитации на сердечном центре". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 34, Бейли.
При гармоничном развитии проявляется как сопричастность в жизни окружающих, преданность, открытость, готовность помогать. При дисгармонии - чрезмерная вовлеченность в происходящее, навязчивость, влюбчивость, замкнутость, безучастность, концентрация на негативе.
Вишуддха чакра
"Исследование самьямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, даёт средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях". "Йога-сутры" Патанджали. Гл3, сутра 31,Десикачара (Кришнамачарьи.
В гармонии проявляется через изысканность, артистизм, сострадание, потребность в служении, умение создавать позитив. При дисгармонии - чувство превосходства, драматизм, манерность, зажатость, боязнь публики.
Аджна чакра
1. Парана — приходящее изнутри знание, интуиция.
2. Апара - знание получаемое извне, снаружи.
"С выполнением самьямы на горловой ямке уходят голод и жажда". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 30.. Свами Сатьянанда Сарасвати.
В гармонии характерны целостное и осмысленное видение мира, объективность, честность , непредвзятость.
В состоянии дисгармонии - неспособность видеть целое, скептицизм, отсутствие воображения, одержимость своими идеями, эгоизм.
Сахасрара чакра
"Путем выполнения самьямы на свете короны над головой (сахасраре) достигается духовное видение мастеров йоги". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 32,. Свами Сатьянанда Сарасвати
Гармоничное проявление — принятие обстоятельств с верой в высшее, стремление к совершенству, отсутствие гордыни, вдохновение, духовная жажда, чувство благодарности, связь с подсознанием.
В дисгармонии — одержимость, неприятие материальных ценностей, зависимость от духовной опоры, критиканство, отрицание морали, материализм, отсутствие интуиции.
У человека, чем выше расположена чакра, тем более высокие нравственные и психофизические аспекты она проявляет. Нижние чакры отвечают за физические качества обеспечивающие сохранность тела, воспроизводство, здоровье.
Условно, в зависимости от частоты вибрации и по тому какое влияние она оказывает на наше сознание, прану делят на грубую и тонкую.
Существует представление, что грубая прана передвигается по нервам физического тела и обеспечивает низменные инстинкты. Внешним ее проявлением является дыхание. Тонкая прана движется по каналам астрального тела, по нади. Когда прана уходит из тела, оно прекращает функционировать.
Прана и Сознание неразделимы и взаимосвязаны. Для этого единства не существует ничего невозможного, так как они инструменты безграничного Атмана. Поэтому тот, кто научится управлять этими факторами фактически становится Богом.
Без участия праны в нашей жизни не происходит ни одно событие, будь то желание, чувство, улыбка, дыхание, обмен веществ, заболевание или выздоровление, жизнь или смерть.
Прана также является двигательной силой разума, который управляет нашим поведением, регулирует все функции организма — рост и разрушение клеток, структур и органов.
Когда посредством упражнения в пранаяме прана становится уравновешенной, спокойной и действует в соответствии со своим предназначением, разум тоже становится спокойным и уравновешенным. Потому что он, как и все в мире, есть порождение Праны и Сознания и по сути является их видоизменением.
Пранаяма как способ контроля Праны
Так как прана и сознание тесно связаны, то, научившись посредством упражнений пранаямы контролировать жизненную энергию, мы обретаем определенную возможность влиять на сознание. И, наоборот, изменяя сознание, мы можем управлять праной. Это раскрывает большие перспективы.
Особенности контроля праны
В общем смысле под контролем понимается система наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения ее оптимального функционирования. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем и подразумевает следующие операции.
- Наблюдение.
- Анализ и оценка ситуации.
- Внесение изменений в систему.
Указанные этапы характерны также при контроле праны. Когда данный процесс выполняется опосредовано, через дыхание, это называется пранаямой. При этом основное внимание уделяется наблюдению за состоянием ума и режима дыхания.
В чистом виде пранаяма, как система контроля, включающая анализ, оценку состояния и внесение изменений, может быть целесообразна только при достижении более высоких ступеней совершенства, когда разум в достаточной степени очистится от предубеждений, иллюзий и невежества.
Дыхательная практика Пранаямы
Известно, что дыхание не просто насыщает кровь кислородом и удаляет углекислый газ из организма. Оно оказывает значительное влияние на функции всех систем организма, а также на психофизические процессы. В йоге считается что дыхание это мост между телом и разумом.
В обычном неосознанном состоянии ритм дыхания регулируется автономной нервной системой, а регулируется нижними центрами головного и продолговатого мозга.
При сознательном управлении дыханием подключаются высшие центры мозга, которые способны изменять дыхание и таким образом влиять на происходящие в теле и уме процессы.
Начинающему осваивать пранаяму следует помнить, что цикл дыхания состоит из следующих стадий:
- Вдох (пурака)
- Задержка (антара кумбхака)
- Выдох (речака)
- Задержка ( бахья кумбхака)
Различают также несколько типов дыхания.
Тип дыхания | Описание |
---|---|
Грудное | Осуществляется посредством расширения и сужения грудной клетки |
Брюшное | Осуществляется посредством расширения и подтягивания брюшных мышц живота |
Диафрагмальное | Осуществляется посредством опускания и подъема диафрагмы |
Полное | Включает все типы дыхания |
Пред тем как приступить к выполнению пранаям рекомендуется, принять правильную позу и просто наблюдать за циклами дыхательного процесса, не вмешиваясь в его ритм.
Это натренирует и дисциплинирует легкие и мышцы принимающие участие при дыхании в асане, а также объеденит поток дыхания с потоком сознания.
От чего зависит результат в Пранаяме
Результат пранаямы зависит от:
- уровня осознанности - насколько мы способны проникать вниманием внутрь своего существа на более тонкие уровни;
- умения концентрировать внимание на одном объекте или процессе;
- управления дыханием - дыхательные упражнения (пранаямы) позволяют регулировать движение праны в теле и усваивать большее ее количество из воздуха;
- управления питанием - позволяет усваивать большее количество праны из пищи;
- состояния разума и тела.
Пранаяма для начинающих это только четвертая ступень Йоги. Добиться более высокого уровня контроля энергии, а также осознанности и концентрации внимания можно посредством практики Самьямы. Самьяма, это вместе взятые шестая (Дхарана), седьмая (Дхьяна) и восьмая (Самадхи) ступени Йоги.
Дхарана
Дхьяна
Самадхи
Практика Пранаямы развивает чувствствительность к тонким вибрациям. Осознанно направляя прану в нужном направлении, можно обрести сверхъестественные способности (сиддхи) и значительно изменить качество жизни.
Однако, сверхъестественные способности не являются истинной целью йоги. Их достижение не должно быть самоцелью. Следование им и их развитие способно увести последователя с правильного пути.
Например, у учеников недостаточно укоренившихся в практике Ямы и Ниямы, сиддхи могут развить сильный эгоизм и качества препятствующие духовному прогрессу.
Цель пранаямы — сдержать колебания разума, сделать его устойчивым, подобным пламени в безветренную погоду. Все дыхательные упражнения , как и вся практика йоги , нацелены на приведение разума в спокойное состояние и растворение его в Чистом Сознании. Это нужно для выхода из виртуального состояния в реальность.
Для чего нужна практика Пранаямы
Почему следует понять принцип Пранаямы? Прана и Сознание, это две неразделимые части одного целого. Фактически, правильнее говорить о сознательной энергии или энергетическом сознании.
Порождением этого единства является все сущее, в том числе и человек. На самом деле каждый из нас есть сконцентрированный и уплотненный до материальной формы континуум праны и сознания.
Но наш разум разделяет это единство. Он воспринимает их как независимые отдельности. Впрочем, так он поступает со всем что существует в мире. А потом начинает кидаться от одного к другому и создавать ошибочные представления.
Это заканчивается тем, что мы создаем в своем представлении нереальный мир и пытаемся жить по надуманным законам. Такой дисбаланс приносит страдания.
Осознание единства энергии и сознания, а также успокоение разума, разрушают иллюзорные представления. Мы начинаем видеть мир таким, какой он есть в действительности. Это привносит в жизнь гармонию, удовлетворенность и спокойную радость.
Для получения данного эффекта необходимо развить способность "видеть" жизненную энергию, признать ее существование, неотделимость от сознания и понять значимость. Эта задача решается в том числе и посредством дыхательных упражнений Пранаямы.
Предостережение
Для большинства живых существ процесс взаимодействия праны и сознания происходит не осознанно, а в соответствии с законами Вселенной. Во многом он определяется гунами и кармой.
Человеку, решившему сознательно вмешиваться в этот процесс посредством пранаямы как дыхательной практики, следует прежде хорошо подумать о последствиях. Не забываем, что в термине Пранаяма, слово “яма” означает не только контроль. Еще так в индийской мифологии именуют бога смерти.
Воздействуя на сознание присущими ей тремя силами (гунами), Пракрити (Прана) способна образовывать в нашем разуме три качества — благость, страсть и невежество.
Каждая из гун в соответствии со своим предназначением форматирует наше сознание, а значит и всю нашу жизнь — взаимоотношения, круг друзей и обстоятельств, привычки, желания, мысли, поступки.
Умышленно совершая в эго те или иные действия (мысли, слова, поступки), мы попадаем под преимущественное влияние какой-либо из этих сил и становимся ее марионеткой.
Саттва-гуна (гуна благости)
Гуна благости проявляет такие качества как ритм, спокойствие, чистоту, безмятежность ума, жизнерадостность, удовлетворенность, контроль чувств, способность к сосредоточению и состраданию, устремленность к самопознанию.
Пример: "Я тебя люблю и хочу, чтобы ты была счастлива!"
Раджас-гуна (гуна страсти)
Проявляется как возбужденность, изменчивость, страсть, подвижность, устремленность к удовлетворению желаний. Происходят колебания от благости до невежества и наоборот
Пример: "То люблю, то ненавижу!
Тамас-гуна (гуна невежества)
Проявляется как инертность, эгоизм, деградация, безумие, невежество, лень, сон, разрушение, желание одурманивающих средств, неприятие.
Пример: " Я тебя люблю и потому ты будешь моей или недостанешься никому!"
При искусственной активации чакр с помощью пранаям и накачивании их энергией посредством мантр, дыхания, визуализаций или концентрации мы включаем весь комплекс заложенных в них наклонностей. В том числе и не совсем желательных.
Поэтому Пранаяма является четвертой ступенью йоги. Ей не случайно предшествуют Яма, Нияма и Асана. На этих трех стадиях формируется определенный настрой, образ жизни и состояние ума, не позволяющие впасть в невежество или страсть.
В сложившейся сегодня практике применения пранаямы основное внимание обычно уделяется наращиванию запасов праны. При этом часто не обращается внимание, на что будет направлена эта энергия.
Если в человеке сильно проявлена жадность, то может случится так, что это качество достигнет ужасающих размеров и принесет немалые страдания. Поэтому так важен контроль за состоянием своего разума.
Так устроено в мире, что чем невежественее человек, тем больше он считает себя умным и осознанным. Мы все в какой-то мере невежественны. Поэтому занятия пранаямой обязательно должны проходить под руководством Мастера (Гуру).
Опытный наставник, это как проводник для путешественника. Он проведет безопасным путем, вовремя заметит отклонения в сознании и поможет их устранить.
Пранаяма это очень серьезная практика и только Мастер принимает решение использовать ее ученику или нет. Есть даже отдельные направления йоги, например Сурат Шабд Йога, где эти упражнения разрешены в легкой форме для укрепления здоровья, но не рекомендуются для глубокого погружения, исследования и контроля.
Выводы
Согласно “”Йога-сутрам” Патанджали, Пранаяма, это четвертая стадия восьмеричного пути развития человека, на котором происходит осознание наличия внутренней энергии (праны), познаются формы ее проявления и значение, обретается первый опыт управления.
Йога означает единство с Высшим. Пранаяма является одной из составных частей этой практики, позволяющей успокоить деструктивный разум и осознать единство всего сущего, в том числе энергии и сознания.
Для достижения успеха в Пранаяма Йоге необходимо выполнение предшествующих стадий , а именно следование принципам Ямы и Ниямы, а также правильное выполнение асаны.
Хотя пранаяма относится к подготовительным упражнениям, ее неосознанное использование может привести к серьезным нарушениям физического и ментального здоровья. Поэтому она должна осуществляться под контролем опытного наставника.
Вместе с тем занятия пранаямой в легкой форме, без приложения чрезмерных усилий, вполне могут использоватся для успокоения ума, укрепления здоровья и повышения жизненного тонуса.
Оставить комментарий