Пранаяма йога - контроль энергии и успокоение разума посредством дыхания

Пранаяма йога — развитие восприятия жизненной энергии посредством дыхания.

Значимость Пранаямы  или йоговского дыхания, так велика , что часто ее выделяют как отдельную форму Йоги — Пранаяма йогу. Эта практика позволяет развить чувственные способности и силу мысли, привести ум и  внутренние энергии к более утонченному восприятию и распознаванию.

Благодаря пранаяме, разум становится более спокойным и устойчивым. Вместе с другими инструментами йоги,  пранаяма способствует развитию концентрации внимания, достижению сосредоточенности и освобождению от покровов Майи (иллюзий). 

Возможности  нашего разума и физических органов чувств весьма ограничены. Поэтому мы не все видим, слышим, осязаем и, соответственно, не все правильно понимаем.

Пранаяма позволяет расширить способность восприятия, погрузиться в глубины своего существа и внутреннего мира, составить верное представление о жизни и своем месте в ней.

Пранаяма Йога, осознание и контроль жизненной энергии

Пранаяма,  это контроль жизненной энергии.Пранаяма позволяет почувствовать энергию жизни.

Пранаяма — это четвертая ступень йоги, описанная в Йога-Сутрах Патанджали. Комментируя Сутры, разные учителя йоги вкладывают в это понятие два различающихся смысла.  

  1. Пранаяма это — сознательное регулирование процессов дыхания - вдоха, выдоха, задержки. Считается что таким образом осуществляется правильное управление жизненной энергией и  достигается покой индивидуального сознания, Читты.
  2. Пранаяма это — остановка, выполнения (movement)  вдоха и выдоха, прекращение   движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Возникает естественным образом в расслабленном состоянии при правильном выполнении асаны. В этом состоянии происходит прочувствование  энергии и осознание ее значимости.

В первом случае речь идет о пранаяме, как о дыхательной гимнастике, посредством которой сокращается количество дыхательных движений. В результате происходит более качественное и полное насыщение организма праной. Также развивается способность различать течение праны в организме и ее регулирование.

Во втором случае, о пранаяме говорится , как о полном расслаблении, когда физическое тело перестает ощущаться и поглощение праны воспринимается как диффузия или как слияние с энергией Космоса. 

Оба эти представления не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Что касается самого термина “пранаяма”, он состоит из двух составных слов - “прана”- означающее энергию  и “яма”— контроль. Чтобы правильно понять суть процесса разберем эти термины подробнее. 

Прана - жизненная энергия

Прана, энергия образующая и поддерживающая существование мира.Прана  и Сознание — источник  всего существующего

Термин "Прана"  в переводе с санскрита означает дыхание или жизнь и традиционно воспринимается как жизненная энергия, то есть наполнение жизнью, дыханием жизни. Прана это энергия, которая создает  и обеспечивает жизнь.

Согласно представлениям йоги единственным, что реально существует, является Атман — Высшее Сознание, Дух, Бог. Это не проявленное и ничем не ограниченное существование, вне времени и пространства. Под воздействием Его потенциальной внутренней энергии (Пракрити) происходит образование Космического Сознания и первое осознание существования: ” Я есть!” 

 Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

 Евангелие от Иоана, гл.1

Дальнейшее взаимодействие Атмана, Пракрити и Сознания начинает  проявлятся в Космическом Сознании как потребность в чем-либо и превращать эту потребность в реальность. 

Так реализуется превращение Сознания из “Я есть” в  состояние “Я есть это!”  Образуется новая реальность . В итоге запущенный процесс приводит к появлению материи и различных объектов. 

В этом процессе Атман является источником, Пракрити и Сознание  инструментом и полем деятельности. Поэтому первичная энергия часто именуется еще проматерией или Праматерью материальной Вселенной.

Когда речь идет об энергии, обеспечивающей существование и функционирование жизни, мы говорим о пране. Представление о том, что такое жизнь в йоге существенно отличается от обывательского. Оно более широкое. Поэтому  прану часто обозначают как сумму всех энергий проявленных во Вселенной.

В древнем ведическом тексте  Сатапатха Брахмана написано: «Прана есть тело Я (Высшего Сознания)»

  Органами чувств физического тела  прана непосредственно не воспринимается, и судить о ее наличии мы можем только посредством различных внешних или внутренних проявлений. Например, ощущая ее присутствие, как гравитацию при прыжке в высоту или, как чувства голода, когда возникает потребность в пополнении энергии.

В зависимости от проявления мы можем называть ее атомной, гравитационной, тепловой, электрической, механической и так далее. Хотя изначально это одна и та же энергия, но с разной частотой колебаний. Прана поддерживает существование всех объектов, в том числе  и живых организмов.

Функции праны в теле человека

 В зависимости от того, через какие функции организма Прана проявляется,  в йоге выделяют следующие ее категории  — праны.

Категории праны
ПраныФункция и расположение
Прана связанная с дыханиемДает жизненную силу организму. Центр нахождения, область между бровями.
АпанаОбеспечивает выделительные функции. Расположена в области ниже пупка. Имеет тенденцию течь вниз
СаманаОбеспечивает пищеварительную функцию, процесс усвоения питательных веществ и кровообращение. Местонахождение — между сердцем и пупком.
УданаСпособствует регулированию дыхания, связана с глотанием, мимикой движение в горле, контролирует органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Местонахождение — горло.

Помимо этих основных категорий различают Упа-праны обеспечивающие менее важные функции, например:

  • Нага  способствует отрыжке и икоте;
  • Курма - связана с глазами, стимулирует моргание; 
  • Крикала - вызывает чихание,кашель, голод, жажду
  • Дэва-датта - вызывает зевоту и сон
  •  дхананджайя - остается на некоторое время после смерти.

 Праны находятся в тонком теле человека, именуемом пранамая коша или праническим телом. Наполнение его  праной происходит посредством контакта с окружающей средой  через:  

  • дыхание; 
  • питание; 
  • восприятие; 
  • другие тонкие тела. 

Ее количество в нас зависит не только от поступления, но и от того, насколько рачительно мы ее используем. В состоянии покоя тела и разума, когда энергозатратный мыслительный процесс значительно уменьшается, происходит очищение сознания от виртуальных образов Майи и возврат к истине.

Энергетические каналы и чакры человека

Энергетические центры (чакры) и каналы (нади) - места скопления и передвижения праны.Основные энергетические центры и каналы праны

Помните, как в школьном опыте с помощью магнита и  металлических опилок проявляли невидимые линии магнитного поля? Семь основных чакр, расположенных вдоль сушумна нади (центрального энергетического канала), также образуют в нашем теле энергетические потоки (каналы), которые называются нади (астральные трубки). 

Всего по данным разных источников в организме имеется от 35 тысяч до 350 тысяч нади. Самые важные из них Ида, Пингала и Сушумна.

Что такое Сушумна?
 Сушумна — это прямой центральный энергетический канал, который проходит вдоль позвоночника от Муладхара-чакры до макушки, соединяя все основные чакры между собой.
Что такое Пингала?
Пингала — это энергетический канал, который выходит справа из энергетического центра ниже пупка и, обвиваясь вокруг Сушумны, заканчивается в правой ноздре. Считается солнечным и мужским психоэнергетическим каналом.
Что такое Ида?
Ида — это энергетический канал, который выходит слева из энергетического центра ниже пупка и, обвиваясь вокруг Сушумны, заканчивается в левой ноздре.Считается лунным и женским психоэнергетическим каналом.

Сами чакры, это скопления энергии определенного качества, которые воздействуют на наше тело и сознание в той степени, в которой они активны. Другими словами, в зависимости от качества и количества праны в этих центрах, внутри нас происходят те или иные психофизические изменения.

Чакры не относятся к какому-то одному телу человека, они располагаются в физическом, эфирном и духовно-энергетическом телах одновременно. Обычно изображаются в виде лотоса с разным количеством лепестков.

Каждый лепесток  чакры это образное изображение энергии обеспечивающей определенное качество личности. В зависимости от влияния гун и состояния энергий личность может быть в состоянии гармонии или дисгармонии.

Муладхара-чакра
Расположена в области промежности. Обеспечивает основные врожденные инстинкты — размножения, питания, безопасности, отдыха. Поэтому обычно изображается в виде красного четырехлепесткового лотоса.
Влияет на органы выделения и воспроизводства.
В гармонии проявляется как ощущение физической силы, телесной осознанности, отсутствия суеты, намерение добиваться результата, здоровый эгоизм.
При дисгармонии —агрессивное противостояние, тупость, автоматизм, чувство немощи, суетливость.
Свадхистхана чакра
 Расположена между пупком и муладхара чакрой. Изображается в виде оранжевого лотоса с 6 лепестками. Вызывает тягу к удовольствиям, чувственным наслаждениям.
В гармонии проявляется как ощущение своей привлекательности, страстные эмоции, здоровый пофигизм.
При дисгармонии — одержимость объектом вожделения, неконтролируемые эмоции, неразборчивость в связях.
Манипура чакра
Расположение— солнечное сплетение.Изображается в виде желтого лотоса с 10 лепестками.
 “Сосредоточение на окружности пупка даёт знание тела”. "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 29, Вивекананда.
В гармонии — стремление к учебе,и материальной обеспеченности, к порядку в делах, способность логически мыслить. Способность жертвовать собой ради других.
При дисгармонии - заниженная самооценка,, отсутствие целей, критиканство, стремление к власти, беспорядок в делах.
Анахата- чакра
Расположение в области сердца, цвет зеленый, количество лепестков 12.
 "Понимание умственного сознания приходит из однонаправленной медитации на сердечном центре". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 34, Бейли.
При гармоничном развитии проявляется как сопричастность в жизни окружающих, преданность, открытость, готовность помогать. При дисгармонии - чрезмерная вовлеченность в происходящее, навязчивость, влюбчивость, замкнутость, безучастность, концентрация на негативе.
Вишуддха чакра
Расположена в районе горла, цвет голубой, имеет 16 лепестков. 
 "Исследование самьямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, даёт средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях".  "Йога-сутры" Патанджали. Гл3, сутра 31,Десикачара (Кришнамачарьи.
В гармонии проявляется через изысканность, артистизм, сострадание, потребность в служении, умение создавать позитив. При дисгармонии - чувство превосходства, драматизм, манерность, зажатость, боязнь публики.
Аджна чакра
С санскрита переводится как область управления. Расположена между бровями, цвет индиго. Лепестков два:
1. Парана — приходящее изнутри знание, интуиция.
2. Апара - знание получаемое извне, снаружи.
"С выполнением самьямы на горловой ямке уходят голод и жажда". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 30.. Свами Сатьянанда Сарасвати.
В гармонии характерны целостное и осмысленное видение мира, объективность, честность , непредвзятость.
В состоянии дисгармонии - неспособность видеть целое, скептицизм, отсутствие воображения, одержимость своими идеями, эгоизм.
Сахасрара чакра
Коронная чакра. Расположена на вершине черепа, цвет фиолетовый. 1000 лепестков включают в себя как низшие, так и высшие аспекты человеческой природы.
 "Путем выполнения самьямы на свете короны над головой (сахасраре) достигается духовное видение мастеров йоги". "Йога-сутры" Патанджали. Гл.3, сутра 32,. Свами Сатьянанда Сарасвати  
Гармоничное проявление — принятие обстоятельств с верой в высшее, стремление к совершенству, отсутствие гордыни, вдохновение, духовная жажда, чувство благодарности, связь с подсознанием.
В дисгармонии — одержимость, неприятие материальных ценностей, зависимость от духовной опоры, критиканство, отрицание морали, материализм, отсутствие интуиции.

Условно, в зависимости от частоты вибрации и по тому какое влияние она оказывает на наше сознание,  жизненную энергию делят на грубую и тонкую. 

Существует представление, что грубая прана  передвигается по нервам физического тела и обеспечивает низменные инстинкты. Внешним ее проявлением является дыхание. Тонкая энергия движется по каналам астрального тела, по нади. Когда энергия уходит из тела, оно прекращает функционировать.

Прана и Сознание неразделимы и взаимосвязаны. Для этого единства не существует ничего невозможного, так как они инструменты безграничного Атмана. Поэтому тот, кто научится управлять этими факторами фактически становится Богом.

Без участия праны в нашей жизни не происходит ни одно событие, будь то желание, чувство, улыбка, дыхание,  обмен веществ, заболевание или выздоровление, жизнь или смерть.

В Упанишадах говорится: «Человек может иметь глаза, уши, все способности и части тела, но если у него нет махапраны (великой праны - ред.), то не может быть сознания». 

 Прана также является  двигательной силой нашего разума, регулирует все функции организма — управляет ростом и разрушением клеток, структур и органов.

Когда прана уравновешена, спокойна и действует в соответствии со своим предназначением, разум тоже становится спокойным и уравновешенным. Потому что он, как и все в мире, есть порождение Праны и Сознания и по сути является их видоизменением.

Что значит контроль Праны

Контролируя прану можно изменять состояние разума..Контролируя прану, мы изменяем сознание

В общем смысле под контролем понимается система наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения ее оптимального функционирования. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем и подразумевает следующие операции.

  1. Наблюдение.
  2. Анализ и оценка ситуации.
  3. Внесение изменений в систему.

Указанные этапы характерны также при контроле жизненной энергии. Собственно это  в йоге  посредством пранаямы, и называется пранаямой. Вместе с тем имеются отличия.. В частности  основной упор делается на наблюдение за состоянием ума и режимом дыхания.

В чистом виде пранаяма, как система контроля, включающая анализ, оценку состояния и внесение изменений, может быть целесообразна только при достижении более высоких ступеней совершенства, когда разум в достаточной степени очистится от предубеждений, иллюзий и невежества.

Так как прана и сознание тесно связаны, то, научившись посредством практики пранаямы контролировать жизненную энергию, мы обретаем определенную возможность влиять на сознание. И, наоборот, изменяя сознание, мы можем управлять энергией. Это раскрывает большие перспективы. 

Результат пранаямы зависит от: 

  •  уровня осознанности - насколько мы способны проникать вниманием внутрь своего существа на более тонкие уровни;
  • умения концентрировать внимание на одном объекте или процессе;
  • управления дыханием - дыхательные упражнения (пранаямы) позволяют регулировать движение праны в теле и усваивать большее ее количество  из воздуха;
  • управления питанием - позволяет усваивать большее количество праны из пищи;
  • состояния разума и тела.

Пранаяма для начинающих это только четвертая ступень Йоги. Добиться  более высокого уровня контроля энергии, а также осознанности и концентрации внимания можно посредством практики Самьямы. Самьяма, это вместе взятые шестая (Дхарана), седьмая (Дхьяна) и восьмая (Самадхи) ступени Йоги.

Дхарана
Практика развития способности удерживать мысли на определенном объекте и получать впечатлений только от этого предмета и никакого другого.
Дхьяна
Медитация (концентрация) — сознание устойчиво удерживается на одном объекте непрерывно и получает впечатления только от него.
Самадхи
Сосредоточение — сознание, отвергая все образы, отражает только их смысл, не выраженный ни в какой форме.

Практика Прана Йоги развивает чувствствительность к тонким вибрациям. Осознанно направляя прану в нужном направлении, можно обрести сверхъестественные способности (сиддхи) и значительно изменить качество жизни.

 Однако, сверхъестественные способности не являются истинной целью йоги. Их достижение не должно быть самоцелью. Следование им и их развитие способно увести последователя  с правильного пути.

Например, у учеников недостаточно укоренившихся  в практике Ямы и Ниямы,  сиддхи могут развить сильный эгоизм и качества препятствующие духовному прогрессу. 

Истинная цели йоги — удержание материи мысли (Чита) от обличения в различные образы (Врити),  развитие осознанности, освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) и достижение состояния Чистого Сознания. 

Цель пранаямы — сдержать колебания разума, сделать его устойчивым, подобным пламени в безветренную погоду. Все дыхательные упражнения , как и вся практика  йоги , нацелены на приведение разума в спокойное состояние и растворение его в Чистом Сознании.

Для чего нужна практика Пранаямы 

Почему  следует понять принцип Пранаямы? Энергия и Сознание, это две неразделимые части одного целого. Фактически,  правильнее говорить о сознательной энергии или энергетическом сознании.

Порождением этого единства является все сущее, в том числе и человек. На самом деле каждый из нас  есть сконцентрированный и уплотненный до материальной формы континуум энергии и сознания. 

Но наш разум  разделяет это единство сознания и энергии. Он воспринимает их как независимые отдельности. Впрочем, так он поступает со всем что существует в мире. А потом начинает кидаться от одного к другому и создавать ошибочные представления. 

Это заканчивается тем, что мы создаем в своем представлении нереальный мир и пытаемся жить по надуманным законам. Такой дисбаланс приносит только страдания.

Осознание единства энергии и сознания,  а также успокоение разума, разрушают его  иллюзорные представления. Мы начинаем видеть мир таким, какой он есть в действительности. Это привносит в жизнь гармонию, удовлетворенность и спокойную радость.

Для получения данного эффекта необходимо развить способность "видеть" жизненную энергию, признать ее существование, неотделимость от сознания и понять значимость. Эта задача решается в том числе и посредством  Пранаяма Йоги.

Предостережение

Яма, Нияма и Асана необходимые ступени для постижения пранаямы.Практика пранаямы требует осторожного подхода

Обычно процесс взаимодействия энергии и сознания происходит не осознанно, а в соответствии с законами Вселенной и во многом определяется кармой.

Человеку, решившему сознательно вмешиваться в этот процесс посредством пранаямы как дыхательной практики, следует прежде хорошо подумать о последствиях. Не забываем, что в термине Пранаяма, слово “яма” означает не только контроль. Еще так в индийской мифологии именуют бога смерти.

Процесс регулирования энергии и сознания имеет фундаментальное значение для нашего существования. Изменяя безрассудно параметры этих факторов, мы можем превратить нашу жизнь не только в рай, но и в сущий ад со всеми вытекающими последствиями.

Воздействуя на сознание присущими ей тремя силами (гунами), Пракрити (Прана) способна образовывать в нашем разуме три качества — благость, страсть и невежество. 

Каждая из гун в соответствии со своим предназначением форматирует наше сознание, а значит и нашу жизнь — взаимоотношения, круг друзей и обстоятельств, привычки, желания, мысли, поступки. 

Совершая  в эго те или иные действия (мысли, слова, поступки), мы подпадаем под преимущественное влияние какой-либо из этих сил и становимся ее марионеткой. 

Саттва-гуна (гуна благости)
Человек под влиянием этой гуны не осознает свою духовную природу. Цель его жизни обусловлена телесной концепцией - мирское образование и материальное благополучие. Все его критерии и оценки материальны и находятся на уровне тела и ума. Он пребывает в иллюзии, хотя вполне удовлетворен своим существованием.
Гуна благости проявляет такие качества как ритм, спокойствие, чистоту, безмятежность ума, жизнерадостность, удовлетворенность, контроль чувств, способность к сосредоточению и состраданию,  устремленность к самопознанию себя как души.
Пример: "Я тебя люблю и хочу, чтобы ты была счастлива!"
Раджас-гуна (гуна страсти)
Переходная, активная сила между гунами благости и невежества. Целью жизни делает  накопление имущества, достижение  благополучия.
Проявляется как возбужденность, изменчивость, страсть, подвижность, устремленность к удовлетворению желаний. Происходят колебания от благости до невежества и наоборот
Пример: "То люблю, то ненавижу!
Тамас-гуна (гуна невежества)
Низшая гуна материальной природы.
Проявляется как инертность, эгоизм, деградация, безумие, невежество, лень, сон, разрушение, желание одурманивающих средств, неприятие.
Пример: " Я тебя люблю и потому ты будешь моей или недостанешься никому!"

При искусственной активации чакр с помощью пранаям и накачивании их энергией посредством мантр, визуализаций или концентрации мы включаем весь комплекс заложенных в них наклонностей. В том числе и не совсем желательных.

Поэтому Пранаяма  является четвертой ступенью йоги. Ей не случайно предшествуют Яма, Нияма и Асана. На этих стадиях формируется определенный настрой, образ жизни и состояние ума, не позволяющие впасть в невежество или страсть.

 В сложившейся сегодня практике  применения пранаямы основное внимание  обычно уделяется наращиванию запасов энергии. При этом часто не обращается внимание, на что будет направлена эта энергия. Если в человеке сильно проявлена жадность, то может случится так, что это качество достигнет ужасающих размеров и принесет немалые страдания.

Если мы поставили своей целью достижение высших ступеней йоги, то прежде потребуется успокоить энергии вызывающие беспокойство разума и тела. Или научиться трансформировать эти энергии в позитив, что само по себе не просто, опасно и требует высокого уровня чистоты сознания.

 Так устроено в мире, чем невежественее человек, тем больше он считает себя умным и осознанным. Мы все в какой-то мере невежественны. Поэтому занятия пранаямой обязательно должны проходить под руководством Мастера (Гуру).

Опытный наставник, это  как проводник для путешественника. Он проведет безопасным путем,  вовремя заметит отклонения в сознании и поможет их устранить.

Пранаяма это очень серьезная практика и только Мастер принимает решение использовать ее ученику или нет. Есть даже отдельные направления йоги,  например Сурат Шабд Йога, где эти упражнения  разрешены в легкой форме для укрепления здоровья, но не рекомендуются для глубокого погружения, исследования и контроля.

Выводы

Согласно “”Йога-сутрам” Патанджали, Пранаяма, это  четвертая стадия восьмеричного пути развития человека. На этом уровне происходит осознание наличия внутренней энергии (праны), познаются формы ее проявления и значение, обретается первый опыт управления.

Йога означает единство с Высшим.  Пранаяма является одной из составных частей практики позволяющей успокоить деструктивный разум и осознать единство всего сущего, в том числе энергии и сознания.

Для достижения успеха в Пранаяма Йоге необходимо выполнение предшествующих стадий, а именно следование принципам Ямы и Ниямы, а также правильное выполнение асаны.

 Хотя пранаяма относится к подготовительным упражнениям, ее неосознанное использование может привести к серьезным нарушениям физического и ментального здоровья. Поэтому данная практика должна осуществляться под контролем опытного наставника.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение