Нияма Йога, практика развития нравственных качеств и добродетелей

Нияма Йога -практика совершенствования.
Обновлено:

Нияма Йога, это практика развития нравственных качеств и добродетелей. В "Йога Сутрах" Патанджали она обозначена как вторая ступень совершенствования йога из восьми возможных. В ней изложен перечень предписаний, которые обязательно должны исполняться для успешного и правильного продвижения по пути духовного развития.

Заповеди Яма и Нияма дополняют друг друга. На первой ступени йоги, благодаря воздержаниям  Ямы,  происходит предотвращение дальнейшего загрязнения нашего разума. Исполнение предписаний Ниямы очищает его, а также развивает духовные качества и добродетели. 

Нравственные качества и добродетели Ниямы

Практика Ниямы состоит в соблюдении пяти правил, которые следует выполнять беспрекословно, независимо от обстоятельств и времени. Почему они так необходимы?

Наш разум весьма ограничен и часто наши неосознанные действия являются результатом низменных инстинктов, таких как жадность, гнев, предвзятое  суждение и прочих. Правила позволяют повысить уровень осознанности и таким образом освободиться от "грязи".

Очищать и поддерживать разум в чистоте бывает совсем непросто. Однако, это необходимо делать, в противном случае трудно рассчитывать на сколько - нибудь успешное развитие и продвижение в йогической практике. 

Несмотря на внешнюю простоту, принципы Ниямы весьма многозначны, не просты в понимании и трудны в выполнении. Они требуют приложения усилий по контролю за умом и постоянной осознанности. На проникновение в их глубинный смысл может понадобится значительное количество времени.

Тем не менее  это выгодное вложение сил и времени, которое приносит богатые плоды. Разум обладает огромной силой, и он может быть хорошим помощником, когда очищен от невежества, пороков и привязанностей. 

Соблюдение чистоты тела и разума (Шауча) 

Чистота, Шауча -это одно из божественных качеств.

Шауча, или чистота, представляет собой краеугольный камень Ниямы, личного кодекса поведения йогина. Термин означает поддержание чистоты тела, разума, поступков, взаимоотношений, внешней и внутренней среды.  Считается, что чистота, это одно из качеств божественности. Если ее поддерживать, то прогресс будет быстрым.

Патанджали говорил, что из совершенной чистоты рождается сознание свободы от тела, а достигший этого состояния больше не ищет физического удовольствия.

Когда сердце освобождается от внутренних нечистот, мы обретаем способность видеть за покровом материи  и обнаруживаем во всех людях ту же духовную сущность, которая заключена в нас самих. Наша любовь становится бескорыстной и духовной. 

Внутри мы все чистое, ничем не обусловленное Сознание (Дух) и имеем все присущие Ему качества. но они погребены под загрязнением. Эти божественные качества не надо взращивать и достигать. Их нужно просто очистить от грязи обусловленности и использовать.  

Виды чистоты

Шауча охватывает как внешнюю, так и внутреннюю чистоту, что создает благоприятную среду для медитации. Когда тело чистое, ум спокоен и не отвлекается на дискомфорт. Для лучшего понимания рассмотрим основные виды чистоты.

  1. Внешняя физическая - чистота тела, одежды, квартиры, окружающего пространства. Поддерживать проще всего. Для этого лучше использовать  натуральные очищающие средства с легкими приятными природными запахами. 
  2. Внутренняя физическая - чистота внутренних органов и систем. Подразумевает отказ от употребления в пищу грязных продуктов и регулярную очистку организма. Рекомендуется вегетарианская диета, пить больше воды, отказаться от алкоголя, табака, наркотиков и подобных средств, периодически использовать для выведения грязи голодание. 
  3. Внешняя ментальная чистота - из внешнего мира следует воспринимать только благоприятное для ума и возвышающее духовно. Избегать всего, что ведет к дегенерации сознания. 
  4. Внутренняя ментальная чистота - освобождение от грязных мыслей и обусловленностей, чистота речи, отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, вожделение. 

  Особенно сильно  загрязняется наш разум. В значительной степени это обусловлено тем, что мы не особо следим за его чистотой. В то же время он в соответствии со своей природой участвует во всех наших деяниях. Поэтому все происходящее в нашей жизни оставляет в нем трудно смываемый след.

Просмотр фильмов со сценами насилия, совершение неблаговидных поступков, отсутствие контроля за мыслями и желаниями,  другие незначительные  на первый взгляд вещи приводят разум в нездоровое состояние.

Когда порожденная негативными качествами мысль возникает, ее надо менять на противоположную. Это позволяет перепрограммироваться на добродетельные привычки, мысли и поступки. 

Духовное загрязнение (карма) очищается посредством духовной практики - искренним раскаянием, молитвой, мантрами и медитацией.  Это следует осознать и постоянно очищаться.

Шауча подразумевает не только очищение, но и защиту от загрязнения.  Все в мире вибрирует. Сознание каждого индивидуума имеет свои уникальные вибрации и при общении с другими происходит  взаимовлияние. Это может неуловимым образом изменять ход внутреннего развития. 

Поэтому важно с кем мы общаемся. Лучше если это будут духовно продвинутые личности. На определенных этапах развития, когда чувствительность к влияниям повышена, может понадобиться полное уединение.

По этой же причине некоторые йоги стараются соблюдать правила личной гигиены - не надевать чужую одежду, иметь отдельную посуду, спать на своей постели, отказываются от рукопожатия, приветствуя других соединив собственные ладони – намаскар.сутры Патанджали, сутра 40

Внутреннее и внешнее очищение даёт отстранение от формы — как своей собственной так и всех форм.

Йога-сутры Патанджали, гл.2, сутра 40

Чистота на всех уровнях освобождает нас от тяжкого груза и привязанностей, которые мешают воспарить в бескрайние духовные просторы.

Для достижения лучших результатов в деле наведения внутренней чистоты рекомендуется использовать такие средства йоги, как специальные положения тела, дыхательные упражнения, практику пратьяхары, медитацию и шаткармы – очистительные практики йоги.

Польза практики Шауча

Стремясь к Шауча, практикующие йоги создают основу для физического, умственного и духовного здоровья и прогресса в своем йогическом пути. Практика Шауча приносит многочисленные преимущества.

  1. Улучшенное физическое здоровье — очищение тела от токсинов и нечистот способствует общему благополучию и снижает риск заболеваний.
  2.  Успокоенный ум — чистый ум, свободный от негативных мыслей, обеспечивает большую ясность, концентрацию и эмоциональный баланс.
  3. Духовный рост: Внутренняя чистота создает благоприятные условия для самореализации и соединения с высшей силой.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ НЕВЫПОЛНЕНИИ И СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛА ШАУЧА?

Качества образующиеся при несоблюдении правила Шауча
1. Вожделение (кама) - физическое влечение, материальные желания.
2. Гнев (кротхо).
3, Жадность (лобха).
4. Гордыня (мада).
5. Зависть (матсарья). 
6. Привязанность (моха).
Способности образующиеся при соблюдении правила Шауча
1. Спокойствие духа.
2. Концентрация.
3. Подчинение органов.
4. Видение самости, способность видеть и постич постичь «Я» (Атма-даршана-йогьятва).
5 Очищение сатвы.
6. Чистота и бодрость ума (Саттва-шуддхи).
7. Способность к сосредоточению.
8. Готовность к познанию Души.
9. Удовлетворенность (ясность, сауманасья).
10. Однонаправленность (Айкагрья).
11. Подчинение чувств (Индрия-джая).
12. Способность к жизнерадостности.
13.Осознание свободы от тела.

Шауча, как принцип чистоты, достигается через многогранный подход, охватывающий все восемь ступеней йогической практики, в которой каждый аспект дополняет и усиливает другие.

Развитие способности быть удовлетворенным (Сантоша)

Правило Ниямы Сантоша  -  удовлетворенность тем, что имеешь.

Сантоша означает состояние скромности и удовлетворенности тем, что имеешь в жизни. Нет претензий на то, что чего-то не хватает или что-то не так.  Ты благодарен за все, так как осознаешь, что все приводит к лучшему. 

Этот принцип призывает йогов принять свою текущую жизненную ситуацию, включая материальное положение, отношения и обстоятельства. 

Сантоша не предполагает бездействие или пассивное смирение. Скорее, он представляет собой активное принятие своей реальности с осознанием, что внешние обстоятельства не должны определять наше внутреннее благополучие. Это не отрицание трудностей, а признание того, что наше счастье не зависит исключительно от внешних факторов.

Обычно людям свойственно делить все на хорошее и плохое. Концентрация ума на плохом не так безобидна, как кажется. Вследствие такого действия развивается неудовлетворенность, которая делает несчастными, завистливыми и приводит к негативным поступкам.

Если не практиковать Сантошу, в разуме, в силу особенностей его устройства, появляются мысли о том, что тебя чем-то обделили и надо брать от жизни все самому.

В действительности это совсем не так. В природе каждому живому существу, обеспечены все условия для полноценной жизни и эволюции: пища, вода, воздух, солнечный свет, возможность размножения и проявления своей собственной природы. 

Неудовлетворенный человек не может понять основной закон - дается не то, что хочешь, а то что действительно надо для нормальной эволюции сознания. Начиная жить в дисгармонии с объективными законами природы, мы сами создаем свои страдания.

Закон Сантоша не запрещает  улучшать свою жизнь. Но нужно знать меру, делать это в правильном направлении, быть благодарным за то, что имеешь и позволять себе быть счастливым уже сейчас, а не когда достигнешь изобилия. 

Взращенная неудовлетворенность затрагивает не только материальную сферу. Она начинает проявляться и в занятиях медитацией, что делает последнюю малоэффективной. Более того при медитации сознание расширяется и вскрывается еще больше наших недостатков.  Человек становится еще более неудовлетворенным. Такие люди быстро уходят с пути.

Быть удовлетворенным - одна из основ духовной практики. Надо обращать внимание на позитивные моменты. Это дает силы преодолеть трудности. Более того ты начинаешь видеть в них позитивный момент. Они словно плотина, которая позволяет поднять уровень, усилить напор и подняться на следующую ступень развития.

Развить удовлетворенность вкупе с духовной практикой помогут простые упражнения. Например, при возникновении неудовлетворенности сразу найдите несколько мыслей о том, в чем и как вам по жизни повезло.  При мысленном осуждении других найдите у них качества и добродетели достойные почитания.

Удовлетворенность, это величайшая добродетель. У того, кто осознанно пребывает в состоянии удовлетворенности, постоянно растет внутренняя радость, которая является основой и внешней радости. В результате данной практики достигается состояние блаженства, непревзайденного счастья, удачи.

Каждый должен осознать, что в действительности радость, это свойство сознания и одно из его качеств. Радость уже находится внутри нас, поэтому мы можем наслаждаться любыми вещами, так как все они являются отражением внутреннего сознания.

В противоположность этому неудовлетворенный ум, отягощенный обидой, разочарованием и гневом, не может сосредоточиться и добиться состояния покоя, необходимого для медитации и счастливой жизни

В конечном итоге, практикуя Сантошу человек осознает что ни в чём не нуждается, так как сам уже является всем. В том числе он и есть сама радость. Это достигается путем изменения своего отношения и сосредоточения на том, что у нас есть, а не на том, чего нам не хватает.

«Йога-сутры» Патанджали утверждают, что истинный источник счастья заключается не в исполнении желаний, а в практике Сантоши. Этот принцип тесно связан с чистотой ума, принципом Шауча. 

Когда наш ум чист и свободен от омрачений, нам легче принимать жизнь такой, какая она есть. Нам не нужно цепляться за негативные мысли и эмоции, что позволяет  освободиться от страданий и приблизиться к состоянию истинного счастья.

Свадхьяя — принцип глубокого самопознания и духовного роста

Свадхьяя йога - развитие и совершенствование человека посредством самообразования.

Принцип, Свадхьяя, является ключевым для обретения глубокого понимания себя и своей духовной природы. Он включает в себя три аспекта.

  1. Изучение священных текстов и общение с духовными лицами.
  2. Самоанализ и самопознание.
  3. Регулярная практика.

Внедряя Свадхьяю в свою повседневную жизнь, человек создает основу для глубокого самопознания, самоконтроля и духовного роста, в конечном счете достигая состояния внутренней гармонии, целостности и единения с божественным.

Изучение священных текстов и общение с духовными Мастерами

Существует два варианта перевода термина "Свадхьяя". В первом “сва” - самостоятельно, дхьяя - читать. То есть речь идет о самообразовании, чтении духовных источников, Писаний и наставлений духовных Учителей. Цель Свадхьяя культивировать в разуме благородные мысли и верные идеи посредством глубокого изучения философии и идеологии жизни.

Слова великих просветленных Мастеров приносят знания, вдохновляют на дальнейшее развитие и выполнение практик. Через чтение их трудов мы соединяемся с проявлениями чистого Сознания. Это преобразует разум и определенные структуры мозга, приводит к озарениям.

 Та мудрость, которую мы впитываем из священных источников, благодаря свадхьяи чтения, позволяет значительно ускорить процесс очищения и избежать многих ошибок. Но для этого надо изучать труды постепенно, вдумчиво и обязательно применять полученные знания на практике.

К выбору источников следует подходить очень ответственно. Мы пропитываемся энергией тех знаний, на которых концентрируем свое внимание. В первую очередь рекомендуется отдавать предпочтения книгам своего Учителя и темам, которые он вам рекомендует.

К исполнению Свадхьяи также относится общение с духовными людьми. Сказанное ими мгновенно проникает в глубины нашего разума и оставляет в нем глубокий след. Но и ответственность наша при выборе такого собеседника значительно возрастает. Этот человек должен быть действительно высоко духовным.

Самоанализ и самопознание, как аспект Свадхьяи  

Принцип Ниямы Свадхьяя важен тем, что устанавливает связь с великими людьми и вдохновляет на дальнейшее самопознание.  В этом смысле второй перевод термина, где “сва” - я, а “хьяя” - изучать, не противоречит первому переводу, так как означает изучение себя, то есть самопознание.

Этот аспект сводится к тщательному исследованию своей личности, включая ее физические, ментальные, эмоциональные и духовные стороны. Регулярное самонаблюдение помогает распознавать и устранять недостатки характера, постепенно успокаивая эмоции и углубляя медитацию.

Самопознание  посредством Свадхьяи, развивает способность очищать ум и позволяет увидеть в себе Высшее Сознание, Бога. Это больше, чем самоанализ, который все-таки держит ум в эго. Это открытие и самоосознание самого себя как проявления божественной сущности. 

Практика Свадхьяи

Совершая  Свадхьяю, следует помнить что она заключается не в накоплении знаний, а в умении искоренять иллюзии и привязанности, которые мешают нам видеть свою истинную божественную природу.

Практика Свадхьяи включает следующие элементы.

  1. Ежедневное выделение времени на самоанализ, размышление и самооценку.
  2. Чтение духовных текстов, посещение лекций и участие в дискуссиях, связанных с йогой и духовностью.
  3. Повторение мантр как средства очищения ума, углубления концентрации и процесса соединения с божественным.
  4. Участие в ретритах и семинарах, посвященных самопознанию и духовному развитию.

 Практиковать Свадхьяю следует на всех этапах восьмеричного пути, начиная с изучения правил Ямы, Ниямы, инструментов йоги, при наблюдении за телом, дыханием, мыслями, при познании Ишвары. Она позволяет быстрее выйти за пределы формы, материи и разума, в состояния, где открывается то, кем ты являешься в действительности. 

Благодаря изучению возникает общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.

Йога-сутры Паианджали, гл.2, сутра 44, Свенсон

Разум в этом процессе также играет важную роль. Размышления, развитые до высочайшей степени, приближают человека к высшим силам. Это способствует очищению ума и  пониманию наиболее сложного.  

Польза Свадхьяи

Соблюдение свадхьяи приносит многочисленные преимущества для практикующего.

  1. Самопознание и уверенность — регулярный самоанализ помогает человеку лучше понять себя, свои мотивы и эмоции, что приводит к большей уверенности и самопринятию.
  2. Эмоциональное регулирование — изучая и устраняя негативные склонности, практикующий обретает способность контролировать свои эмоции, уменьшая стресс и беспокойство.
  3. Углубленная медитация — понимание себя и своей духовной природы через свадхьяю создает прочную основу для более глубокой и устойчивой медитации.
  4. Соединение с божественным — изучение священных текстов и повторение мантр помогает установить связь с высшими силами и ощутить божественное присутствие.
  5. Духовный рост — постепенно внедряя Свадхьяю в практику, человек развивает свою духовную природу и продвигается по пути самореализации.

Исполнение Свадхьяи  дает возможность более быстрыми  темпами  выходить на другой уровень частот, развить высокие нравственные качества  и общаться с великими душами.

Внедряя Свадхьяю в свою повседневную жизнь, человек создает основу для глубокого самопознания, самоконтроля и духовного роста, в конечном счете достигая состояния внутренней гармонии, целостности и единения с божественным.

Нацеливание разума на высшую цель (ишвара пранидхана) 

Ишвара пранидхана нацеливание на обретение прибежища в Высшем Сознании.

"Ишвара (Абсолют, Всевышний)" - высшее Сознание, "пранидхана" - обретение прибежища. Ишвара Пранидхана, это принцип сдачи всех плодов действий Всевышнему (Ишваре). 

Ишвара – это Высшее Существо, первый среди всех учителей, свободный от кармы и страданий. Он не ограничен временем, пространством или обстоятельствами. Ишвара безмятежен, свободен и абсолютен. 

В священном индийском тексте «Бхагавад-Гита» Он описан как Верховная Личность Бога, создатель и поддерживающий Вселенную.Это предельная точка высшего сознания, проявленного в человеке. 

Принцип Ишвара Пранидхана предписывает посвящать все свои деяния, а также все заслуги полученные от этих деяний, Универсальной Душе. Садхаку (практикующему) рекомендуется  делать все возможное, оставляя результат действий на волю Вселенной.

Этот принцип учит покорности Высшей силе, смирению и созвучен  Сантоши (удовлетворенности). Ишвара Пранидхану можно выразить словами: "Да свершится воля Твоя".

Человек не обладает проницательностью, чтобы заранее знать, к каким результатам приведут его действия. Обычно достигнутые эгоистичные цели со временем оборачиваются серьезными проблемами.

Смысл Ишвара Пранидханы в том, чтобы не стремиться к эгоистичному временному счастью, а сосредоточить свое внимание на Вечном, очищая ум от всего мирского и направляя внимание в духовную сферу, предавая себя во власть высшего Сознания. Бога. То есть обретать убежище в Высшем, посредством поиска чистого Сознания в себе и во всем.

Невозможно достичь Ишвары с помощью интеллекта. Необходимо полностью вручить свое "я" на милость высших сил, что на практике оказывается невероятно трудной задачей, поскольку эго противится и сопротивляется. Со временем, избавляясь от чувств "я" и "мое", человек соединяется с внутренним самоосознанием.

В этой практике важную роль выполняет Гуру (духовный учитель)  поскольку он или она служит проводником между учеником и Высшим Существом.

Любое совершенствование основано на признании существования чего-то более высокого и развития устремленности к нему. В противном случае можно навсегда остаться невеждой. В Нияме предлагается обретать такое совершенствование и устремленность посредством обретения убежища в Ишваре. 

Не важно называем мы это высшее Богом, чистым Сознанием, Совершенством, Единым или Абсолютом. Наш ум все равно не в состоянии постичь этого величия. Главное здесь сохранить преданность своей идее и своему идеалу. Именно это позволяет выбраться из паутины разума и его привязанностей.

Великие Мастера утверждают, что когда мы разовьем в достаточной мере духовные способности, то увидим что Ишвара не просто абстрактность, а реальное сознательное существо с которым можно общаться, советоваться, просить о помощи, которому можно служить. И одновременно это наше истинное “Я”.

Но вначале лучше говорить о Нем как о чем-то внешнем, чтобы не вносить путаницу в разум, где существует эгоистическое представление о “я”, как о маленьком физическом теле.

Ишвара пранидхана очень важна. Без этого не добиться духовного прогресса. Здесь важно понимать преданность Ишваре не как раболепие, а как способность полностью предаться устремлению к Высшему Существу, использовать Его как опору.

Мы в своей повседневной жизни всегда на что-то опираемся. Одни такой опорой считают свою физическую силу, другие интеллект, третьи материальное благополучие или друзей. Но все это временная и не надежная в меняющемся мире основа.

Правило Ниямы Ишвара пранидхана предлагает такой опорой сделать духовность и находить прибежище в Ишвара. Этот принцип следует соблюдать в любом действии - при медитации, работе, приеме пищи, общении...

Что происходит, когда мы смиренно предаемся высшей воле, посвещаем этому свои устремления и обретаем прибежище Ишвар

  • происходит познание Ишвара и совершенствование связи с Ним;
  • возникает способность полного знания и понимания любого выбранного объекта;
  • приходит помощь в решении любых проблем;
  • развивается совершенство в йогическом сосредоточении;
  • достигается цель медитации и самадхи.

Для выполнения  правила Ишвара Пранидхана на практике, рекомендуется все результаты своей деятельности не присваивать, а соотносить с волей Высшего.

Это становится по настоящему возможным, когда приходит осознание того, что источником наших действий является Высшее Сознание и Пракрити. Что мы сами и все наши действия предначертаны Ишварой, существуют и совершаются в  Ишваре, за счет Его энергии, которая нашему эго не принадлежит.

Познание и обретение прибежища Ишвара  становится возможным благодаря:

  • нашей чистоте, когда мы практикуем Шаучу;
  •  нашему самообразованию в Свадхьяе;
  • самодисциплине обретаемой в Тапасе;
  • скромности полученной в Сантоши;
  • ненасилию развившемуся в Ахимсе;
  • честности  воспитанной в Сатье;
  • избавлению от алчности в Астее;
  • уходу от жадности в Апариграхе;
  • избавлению от низменных вибраций в Брахмачарье.

Постоянная практика, аскетизм и самодисциплина (Тапас) 

Тапас  мудреца Диогена, как пример аскетизма.

Термин «тапас» (тапасья) происходит от корня, означающего «тепло», «жар», «аскеза», то есть подразумевает наличие энергии способной обеспечить выполнение различных деяний.   Его следует понимать как горение "устремлением к достижению цели, стремление освободиться от оков невежества и греха».   

Тапас можно сравнить с внутренним огнем, который поддерживает тело и разум в здоровом состоянии, "выжигая" загрязнения и невежество (авидью). Этот аскетизм устраняет дурные привычки и склонности на подсознательном уровне, искореняя их причины.

Однако важно понимать, что тапасья не должна быть бездумным самоистязанием. Здесь речь идет о разумных самоограничениях и неудобствах, которые неизбежны в практике йоги. Приведем несколько примеров потребности топаса.

  1. Яма и нияма предполагают отказ от вредных привычек и развитие положительных качеств, таких как ненасилие (ахимса), честность (сатья), целомудрие (брахмачарья) и т.д., что требует постоянных усилий и самодисциплины.
  2. Длительное пребывание в асанах (позах) может вызывать некоторый дискомфорт, но это необходимо для развития выносливости и гибкости тела.
  3. Пранаяма (дыхательные упражнения) требует концентрации и контроля дыхания, что может быть непросто на начальных этапах.
  4. Любой человеческий труд, который совершается с полной самоотдачей и без ожидания вознаграждения – альтруистический труд из сострадания, на благо других. 

Упанишады рассматривают Тапас как добродетель,  которая наряду c брахмачарьей способна порождать огромную силу, при помощи которой можно достичь всего чего угодно. 

Тапас, это аскетизм, усердие и самодисциплина

Тапас, это постоянная практика, аскетизм, упорство, усердие и самодисциплина. Этот принцип в значительной степени связан с самоограничением, волевой и упорной работой над собой. Он развивает и одновременно показывает степень нашей духовной зрелости. 

Самодисциплина подразумевает прежде всего работу с разумом. Он очень силен, бороться с ним бесполезно и победить невозможно. Но можно посредством наблюдения и исследования научиться им управлять. Он плохой хозяин, так как наполнен привязанностями, иллюзиями, предубеждениями и условностями. Но он хороший слуга.

Согласно Йога-сутрам Патанджали, тапасья обеспечивает совершенство тела и органов чувств, что является необходимым условием для достижения однонаправленности ума и успешной медитации.

 Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств. 

Йога-сутры Паианджали, гл.2, сутра 43

Для длительного пребывания в медитативных позах тело должно работать безупречно, не испытывая боли и дискомфорта. Все органы чувств должны быть очищены от токсинов, а тело должно легко переносить жару, холод и другие внешние воздействия.

Значение Тапаса

Мирские соблазны и удовольствия затягивают человека словно трясина и препятствуют духовному развитию. Чтобы выбраться из этого болота нужна сила, способность преодолевать разного рода препятствия и умение перенаправлять свою энергию от внешнего мира к внутреннему “Я”.

Практика Тапасьи способствует решению этих вопросов. С ее помощью продвинутый йог получает возможность решать любые задачи, даже такие, которые недоступны воображению обычного человека. Фактически для него нет ничего не возможного.

Посредством практики Тапаса можно добиться состояния постоянной осознанности. Очень важно, чтобы любое действие - работа, прием пищи, сгибание руки, сидение в медитации, улыбка и прочее, были овеяны осознанием того, что мы полностью владеем собой.

Аскетизм, это самоограничение (самообуздание) или полный отказ от того, что препятствует достижению поставленной цели. Например, это может быть отказ от употребления мясных продуктов, никотина, и алкоголя ради духовного прогресса и очищения сознания. Высокая цель способна хорошо мотивировать и пробуждает силу.

Тапас обеспечивает энергией продвижение в любом начинании, будь то Сантоша, Свадьхьяя, шауча Ишвара прандихана или соблюдение правил Ямы. Например, посредством Тапаса в Апараграхе, отказываясь от вещей, часто ненужных, незначительных, а порой и вредных, можно поднять себя на высокий уровень.

С помощью огня Тапаса в теле воздерживающегося и очистившегося человека пробуждаются сверхъестественные чувства, способности и добродетели. Это позволяет функционировать более эффективно.

При этом самоограничение Тапаса стоит применять не как тяжелое насилие над собой. Скорее его следует рассматривать как состояние не вовлеченности в те процессы, которые мешают нашему продвижению к великой цели.

 Чрезмерный аскетизм может привести к негативным последствиям для здоровья и психики. Поэтому важно соблюдать баланс и придерживаться "срединного пути" под руководством опытного учителя.

Самодисциплина подразумевает прежде всего работу с разумом. Он очень силен, бороться с ним бесполезно и победить невозможно. Но можно посредством наблюдения и исследования научиться им управлять.  Он плохой хозяин, так как наполнен привязанностями, иллюзиями, предубеждениями и условностями. Но он хороший слуга.

 Значение Тапаса  в том, что благодаря подвижничеству в этой практике, происходит разрушение, пережигание нечистот. Это ведёт к совершенству, возрастанию силы тела и чувств (индрий), способствует очищению ума и тела, развитию самодисциплины и бескорыстия, что является необходимым условием для духовного прогресса и достижения самореализации в йоге.

Заключение

Правила Нияма Йоги весьма многозначны, не просты в понимании и трудны в выполнении. Они требуют постоянной работы и приложения усилий. На проникновение в их глубинный смысл может понадобится значительное количество времени. 

 Но это выгодное вложение, которое приносит богатые плоды. А применение восьмиступенчатой йоги Патанджали, в частности асан, пранаямы и медитации помогает создавать оптимальные условия для развития принципов Ямы и Ниямы.  

Для лучшего понимания места Ниямы в структуре йоги предлагаю ознакомится с обобщающей статьей "Яма и Нияма фундамент йоги..." Тому, кто всерьез решился занятся практикой йоги с первых ее ступеней рекомендую завести и регулярно заполнять специальной формы дневник самонаблюдений. 

Мы смотрим на все что нас окружаете через фильтры сформировавшихся в уме впечатлений. Очень часто эти впечатления основаны на недостоверных знаниях и эмоциях. Тем не менее, они в значительной степени определяют наше поведение взаимоотношения и судьбу.

 Как известно, “природа не терпит пустоты” и если из сердца  убрать любовь, то оно наполняется ненавистью. Верно и обратное действие. В этом плане значение Ниямы трудно переоценить. Ее духовные принципы способствуют развитию высоких нравственных качеств и добродетелей, что несомненно будет способствовать  обретению спокойной и счастливой жизни.

 Спасибо за внимание! Если подобные темы Вас интересуют, оставьте  комментарий и оформите подписку, чтобы иметь информацию о выходе новых статей.

2 комментария

Аватар комментатора Евгения Автор: Евгения

Дорогой Вениамин, спасибо за то что делишься своими мыслями и знаниями)
Очень понравилось.
Евгения.

Аватар комментатора Вениамин Киторов Автор: Вениамин Киторов

Всегда рад помочь! Если есть вопросы или пожелания, пишите.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение