Нияма Йога, практика развития нравственных качеств и добродетелей

Нияма Йога -практика совершенствования.
Обновлено:

Нияма Йога, это практика развития нравственных качеств и добродетелей. В "Йога Сутрах" Патанджали она обозначена как вторая ступень совершенствования йога из восьми возможных. В ней изложен перечень предписаний, которые обязательно должны исполняться для успешного и правильного продвижения по пути духовного развития.

Заповеди Яма и Нияма дополняют друг друга. На первой ступени йоги, благодаря воздержаниям  Ямы,  происходит предотвращение дальнейшего загрязнения нашегоразума. Исполнение предписаний Ниямы очищает его, а также развивает духовные качества и добродетели. 

Нравственные качества и добродетели Ниямы

Практика Ниямы состоит в соблюдении пяти правил, которые следует выполнять беспрекословно, независимо от обстоятельств и времени. Почему они так необходимы?

Наш разум весьма ограничен и часто наши неосознанные действия являются результатом низменных инстинктов, таких как жадность, гнев, предвзятое  суждение и прочих. Правила позволяют повысить уровень осознанности и таким образом освободиться от "грязи".

Очищать и поддерживать разум в чистоте бывает совсем непросто. Однако, это необходимо делать, в противном случае трудно рассчитывать на сколько - нибудь успешное развитие и продвижение в йогической практике. 

Несмотря на внешнюю простоту, принципы Ниямы весьма многозначны, не просты в понимании и трудны в выполнении. Они требуют приложения усилий по контролю за умом и постоянной осознанности. На проникновение в их глубинный смысл может понадобится значительное количество времени.

Тем не менее  это выгодное вложение сил и времени, которое приносит богатые плоды. Разум обладает огромной силой, и он может быть хорошим помощником, когда очищен от невежества, пороков и привязанностей. 

Соблюдение чистоты тела и разума (Шаоча) 

Чистота, Шаоча -это одно из божественных качеств.

Означает поддержание чистоты тела, разума, поступков, взаимоотношений, внешней и внутренней среды.  Считается, что чистота, это одно из качеств божественности. Если ее поддерживать, то прогресс будет быстрым.

Патанджали говорил, что из совершенной чистоты рождается сознание свободы от тела, а достигший этого состояния больше не ищет физического удовольствия.

Когда сердце освобождается от внутренних нечистот, мы обретаем способность видеть за покровом материи  и обнаруживаем во всех людях ту же духовную сущность, которая заключена в нас самих. Наша любовь становится бескорыстной и духовной. 

Внутри мы все чистое, ничем не обусловленное Сознание (Дух) и имеем все присущие Ему качества. но они погребены под загрязнением. Эти божественные качества не надо взращивать и достигать. Их нужно просто очистить от грязи обусловленности и использовать.  

Это следует осознать и постоянно очищаться. Для лучшего понимания рассмотрим основные виды чистоты.

  1. Внешняя физическая - чистота тела, одежды, квартиры, окружающего пространства. Поддерживать проще всего. Для этого лучше использовать  натуральные очищающие средства с легкими приятными природными запахами. 
  2. Внутренняя физическая - чистота внутренних органов и систем. Подразумевает отказ от употребления в пищу грязных продуктов и регулярную очистку организма. Рекомендуется вегетарианская диета, пить больше воды, отказаться от алкоголя, табака, наркотиков и подобных средств, периодически использовать для выведения грязи голодание. 
  3. Внешняя психическая чистота - из внешнего мира следует воспринимать только благоприятное для ума и возвышающее духовно. Избегать всего, что ведет к дегенерации сознания. 
  4. Внутренняя психическая чистота - освобождение от грязных мыслей и обусловленностей, чистота речи, отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, вожделение. 

  Особенно сильно  загрязняется наш разум. В значительной степени это обусловлено тем, что мы не особо следим за его чистотой. В то же время он в соответствии со своей природой участвует во всех наших деяниях. Поэтому все происходящее в нашей жизни оставляет в нем трудно смываемый след.

Просмотр фильмов со сценами насилия, совершение неблаговидных поступков, отсутствие контроля за мыслями и желаниями,  другие незначительные  на первый взгляд вещи приводят разум в нездоровое состояние.

Когда порожденная негативными качествами мысль возникает, ее надо менять на противоположную. Это позволяет перепрограммироваться на добродетельные привычки, мысли и поступки. 

Духовное загрязнение (карма) очищается посредством духовной практики - искренним раскаянием, молитвой, мантрами и медитацией.  Это следует осознать и постоянно очищаться.

Шаоча подразумевает не только очищение, но и защиту от загрязнения.  Все в мире вибрирует. Сознание каждого индивидуума имеет свои уникальные вибрации и при общении с другими происходит  взаимовлияние. Это может неуловимым образом изменять ход внутреннего развития. 

Поэтому важно с кем мы общаемся. Лучше если это будут духовно продвинутые личности. На определенных этапах развития, когда чувствительность к влияниям повышена, может понадобиться полное уединение.

По этой же причине некоторые йоги стараются соблюдать правила личной гигиены - не надевать чужую одежду, иметь отдельную посуду, спать на своей постели, отказываются от рукопожатия, приветствуя других соединив собственные ладони – намаскар.сутры Паианджали, сутра 40

Внутреннее и внешнее очищение даёт отстранение от формы — как своей собственной так и всех форм.

Йога-сутры Паианджали, гл.2, сутра 40

Чистота на всех уровнях освобождает нас от тяжкого груза и привязанностей, которые мешают воспарить в бескрайние духовные просторы.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ НЕВЫПОЛНЕНИИ И СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛА ШАОЧА?

Качества образующиеся при несоблюдении правила Шаоча
1. Вожделение (кама) - физическое влечение, материальные желания.
2. Гнев (кротхо).
3, Жадность (лобха).
4. Гордыня (мада).
5. Зависть (матсарья). 
6. Привязанность (моха).
Способности образующиеся при соблюдении правила Шаоча
1. Спокойствие духа.
2. Концентрация.
3. Подчинение органов.
4. Видение самости, способность видеть и постич постичь «Я» (Атма-даршана-йогьятва).
5 Очищение сатвы.
6. Чистота и бодрость ума (Саттва-шуддхи).
7. Способность к сосредоточению.
8. Готовность к познанию Души.
9. Удовлетворенность (ясность, сауманасья).
10. Однонаправленность (Айкагрья).
11. Подчинение чувств (Индрия-джая).
12. Способность к жизнерадостности.
13.Осознание свободы от тела.

Разитие способности быть удовлетворенным (Сантоша)

Правило Ниямы Сантоша  -  удовлетворенность тем, что имеешь.

Сантоша означает состояние скромности и удовлетворенности тем, что имеешь в жизни. Нет претензий на то, что чего-то не хватает или что-то не так.  Ты благодарен за все, так как осознаешь, что все приводит к лучшему. 

Обычно людям свойственно делить все на хорошее и плохое. Концентрация ума на плохом не так безобидна, как кажется. Вследствие такого действия развивается неудовлетворенность, которая делает несчастными, завистливыми и приводит к негативным поступкам.

Если не практиковать Сантошу, в разуме, в силу особенностей его устройства, появляются мысли о том, что тебя чем-то обделили и надо брать от жизни все самому.

В действительности это совсем не так. В природе каждому живому существу, обеспечены все условия для полноценной жизни и эволюции: пища, вода, воздух, солнечный свет, возможность размножения и проявления своей собственной природы. 

Неудовлетворенный человек не может понять основной закон - дается не то, что хочешь, а то что действительно надо для нормальной эволюции сознания. Начиная жить в дисгармонии с объективными законами природы, мы сами создаем свои страдания.

Закон Сантоша не запрещает  улучшать свою жизнь. Но нужно знать меру, делать это в правильном направлении, быть благодарным за то, что имеешь и позволять себе быть счастливым уже сейчас, а не когда достигнешь изобилия. 

Взращенная неудовлетворенность затрагивает не только материальную сферу. Она начинает проявляться и в занятиях медитацией, что делает последнюю малоэффективной. Более того при медитации сознание расширяется и вскрывается еще больше наших недостатков.  Человек становится еще более неудовлетворенным. Такие люди быстро уходят с пути.

Быть удовлетворенным - одна из основ духовной практики. Надо обращать внимание на позитивные моменты. Это дает силы преодолеть трудности. Более того ты начинаешь видеть в них позитивный момент. Они словно плотина, которая позволяет поднять уровень, усилить напор и подняться на следующую ступень развития.

Развить удовлетворенность вкупе с духовной практикой помогут простые упражнения. Например, при возникновении неудовлетворенности сразу найдите несколько мыслей о том, в чем и как вам по жизни повезло.  При мысленном осуждении других найдите у них качества и добродетели достойные почитания.

Удовлетворенность, это величайшая добродетель. У того, кто осознанно пребывает в состоянии удовлетворенности, постоянно растет внутренняя радость, которая является основой и внешней радости. В результате данной практики достигается состояние блаженства, непревзайденного счастья, удачи.

Каждый должен осознать, что в действительности радость, это свойство сознания и одно из качеств его самого. Она уже находится внутри него, поэтому он может наслаждаться любыми вещами, так как все они являются отражением внутреннего сознания. В конечном итоге, практикуя Сантошу человек осознает что ни в чём не нуждается, так как сам уже является всем. В том числе он и есть сама радость. 

Познание, изучение (Свадхьяя) 

Свадхьяя йога - развитие и совершенствование человека посредством самообразования.

Существует два варианта перевода термина "Свадхьяя". В первом “сва” - самостоятельно, дхьяя - читать. То есть речь идет о самообразовании, чтении духовных источников, Писаний и наставлений духовных Учителей. Цель Свадхьяя культивировать в разуме благородные мысли и верные идеи посредством глубокого изучения философии и идеологии жизни.

Слова великих просветленных Мастеров приносят знания, вдохновляют на дальнейшее развитие и выполнение практик. Через чтение их трудов мы соединяемся с проявлениями чистого Сознания. Это преобразует разум и определенные структуры мозга, приводит к озарениям.

 Та мудрость, которую мы впитываем из священных источников, благодаря свадхьяи чтения, позволяет значительно ускорить процесс очищения и избежать многих ошибок. Но для этого надо изучать труды постепенно, вдумчиво и обязательно применять полученные знания на практике.

К выбору источников следует подходить очень ответственно. Мы пропитываемся энергией тех знаний, на которых концентрируем свое внимание. В первую очередь рекомендуется отдавать предпочтения книгам своего Учителя и темам, которые он вам рекомендует.

К исполнению Свадхьяи также относится общение с духовными людьми. Сказанное ими мгновенно проникает в глубины нашего разума и оставляет в нем глубокий след. Но и ответственность наша при выборе такого собеседника значительно возрастает. Этот человек должен быть действительно высоко духовным.

Принцип Ниямы Свадхьяя важен тем, что устанавливает связь с великими людьми и вдохновляет на дальнейшее самопознание.  В этом смысле второй перевод термина, где “сва” - я, а “хьяя” - изучать, не противоречит первому переводу, так как означает изучение себя, то есть самопознание.

Самопознание  посредством Свадхьяи, развивает способность очищать ум и позволяет увидеть в себе Высшее Сознание, Бога. Это больше, чем самоанализ, который все-таки держит ум в эго. Это открытие и самоосознание самого себя как проявления божественной сущности. 

Совершая практику Садхьяя, следует помнить что она заключается не в накоплении знаний, а в умении искоренять иллюзии и привязанности, которые мешают нам видеть свою истинную божественную природу.

 Практиковать Свадхьяю следует на всех этапах пути, начиная с изучения правил Ямы, Ниямы, инструменьов йоги, при наблюдении за телом, дыханием, мыслями, при познании Ишвары. Она позволяет быстрее выйти за пределы формы, материи и разума, в состояния, где открывается то, кем ты являешься в действительности. 

Разум в этом процессе также играет важную роль. Размышления, развитые до высочайшей степени, приближают человека к высшим силам. Это способствует очищению ума и  пониманию наиболее сложного.  

Благодаря изучению возникает общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.

Йога-сутры Паианджали, гл.2, сутра 44, Свенсон

Исполнение Свадхьяи  дает возможность более быстрыми  темпами  выходить на другой уровень частот, развить высокие нравственные качества  и общаться с великими душами.

Нацеливание разума на высшую цель (ишвара пранидхана) 

Ишвара пранидхана нацеливание на обретение прибежища в Высшем Сознании.

 "Ишвара (Абсолют, Всевышний)" - высшее Сознание, "пранидхана" - обретение прибежища. То есть звучит как обретение убежища в Высшем. Означает поиск чистого Сознания, Бога в себе и во всем. Предполагает очищение ума от всего мирского, направлении внимания в духовную сферу и преданию себя во власть высшего Сознания, Бога.

Любое совершенствование основано на признании существования чего-то более высокого и развития устремленности к нему. В противном случае можно навсегда остаться невеждой. В Нияме предлагается обретать такое совершенствование и устремленность посредством обретения убежища в Ишваре. 

Не важно называем мы это высшее Богом, чистым Сознанием, Совершенством, Единым или Абсолютом. Наш ум все равно не в состоянии постичь этого величия. Главное здесь сохранить преданность своей идее и своему идеалу. Именно это позволяет выбраться из паутины разума и его привязанностей.

Великие Мастера утверждают, что когда мы разовьем в достаточной мере духовные способности, то увидим что Ишвара не просто абстрактность, а реальное сознательное существо с которым можно общаться, советоваться, просить о помощи, которому можно служить. И одновременно это наше истинное “Я”.

Но вначале лучше говорить о Нем как о чем-то внешнем, чтобы не вносить путаницу в разум, где существует эгоистическое представление о “я”, как о маленьком физическом теле.

Ишвара пранидхана очень важна. Без этого не добиться духовного прогресса. Здесь важно понимать преданность Ишваре не как раболепие, а как способность полностью предаться устремлению к Высшему Существу, использовать Его как опору.

Мы в своей повседневной жизни всегда на что-то опираемся. Одни такой опорой считают свою физическую силу, другие интеллект, третьи материальное благополучие или друзей. Но все это временная и не надежная в меняющемся мире основа.

Правило Ниямы Ишвара пранидхана предлагает такой опорой сделать духовность и находить прибежище в Ишвара. Этот принцип следует соблюдать в любом действии - при медитации, работе, приеме пищи, общении...

Что происходит, когда мы смиренно предаемся высшей воле, посвещаем этому свои устремления и обретаем прибежище Ишвар

  • происходит познание Ишвара и совершенствование связи с Ним;
  • возникает способность полного знания и понимания любого выбранного объекта;
  • приходит помощь в решении любых проблем;
  • развивается совершенство в йогическом сосредоточении;
  • достигается цель медитации и самадхи.

Для выполнения  правила Ишвара Пранидхана на практике, рекомендуется все результаты своей деятельности не присваивать, а соотносить с волей Высшего.

Это становится по настоящему возможным, когда приходит осознание того, что источником наших действий является Высшее Сознание и Пракрити. Что мы сами и все наши действия предначертаны Ишварой, существуют и совершаются в  Ишваре, за счет Его энергии, которая нашему эго не принадлежит.

Познание и обретение прибежища Ишвара  становится возможным благодаря:

  • нашей чистоте, когда мы практикуем Шаочу;
  •  нашему самообразованию в Свадхьяе;
  • самодисциплине обретаемой в Тапасе;
  • скромности полученной в Сантоши;
  • ненасилию развившемуся в Ахимсе;
  • честности  воспитанной в Сатье;
  • избавлению от алчности в Астее;
  • уходу от жадности в Апариграхе;
  • избавлению от низменных вибраций в Брахмачарье.

Постоянная практика, аскетизм и самодисциплина (Тапас) 

Тапас  мудреца Диогена, как пример аскетизма.

Термин «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «тепло», «жар», «аскеза», то есть подразумевает наличие энергии способной обеспечить выполнение различных деяний.   Его следует понимать как горение "устремлением к достижению цели, стремление освободиться от оков невежества и греха».   

Упанишады рассматривают Тапас как добродетель,  которая наряду c брахмачарьей способна порождать огромную силу, при помощи которой можно достичь всего чего угодно. 

Тапас, это постоянная практика, аскетизм, упорство, усердие и самодисциплина. Этот принцип в значительной степени связан с самоограничением, волевой и упорной работой над собой. Он развивает и одновременно показывает степень нашей духовной зрелости. 

Мирские соблазны и удовольствия затягивают человека словно трясина и препятствуют духовному развитию. Чтобы выбраться из этого болота нужна сила, способность преодолевать разного рода препятствия и умение перенаправлять свою энергию от внешнего мира к внутреннему “Я”.

Практика Тапасьи способствует решению этих вопросов. С ее помощью продвинутый йог получает возможность решать любые задачи, даже такие, которые недоступны воображению обычного человека. Фактически для него нет ничего не возможного.

Посредством практики Тапаса можно добиться состояния постоянной осознанности. Очень важно, чтобы любое действие - работа, прием пищи, сгибание руки, сидение в медитации, улыбка и прочее, были овеяны осознанием того, что мы полностью владеем собой.

Аскетизм, это самоограничение (самообуздание) или полный отказ от того, что препятствует достижению поставленной цели. Например, это может быть отказ от употребления мясных продуктов, никотина, и алкоголя ради духовного прогресса и очищения сознания. Высокая цель способна хорошо мотивировать и пробуждает силу.

Тапас обеспечивает энергией продвижение в любом начинании, будь то Сантоша, Свадьхьяя, шауча Ишвара прандихана или соблюдение правил Ямы. Например, посредством Тапаса в Апараграхе, отказываясь от вещей, часто ненужных, незначительных, а порой и вредных, можно поднять себя на высокий уровень.

При этом самоограничение Тапаса стоит применять не как тяжелое насилие над собой. Скорее его следует рассматривать как состояние не вовлеченности в те процессы, которые мешают нашему продвижению к великой цели.

Самодисциплина подразумевает прежде всего работу с разумом. Он очень силен, бороться с ним бесполезно и победить невозможно. Но можно посредством наблюдения и исследования научиться им управлять.  Он плохой хозяин, так как наполнен привязанностями, иллюзиями, предубеждениями и условностями. Но он хороший слуга.

 Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств. 

Йога-сутры Паианджали, гл.2, сутра 43

 Значение Тапаса  в том, что благодаря подвижничеству в этой практике, происходит разрушение, пережигание нечистот. Это ведёт к совершенству, возрастанию силы тела и чувств (индрий).

С помощью огня Тапаса в теле воздерживающегося и очистившегося человека пробуждаются сверхъестественные чувства, способности и добродетели. Это позволяет человеку функционировать более эффективно.

Заключение

Правила Нияма Йоги весьма многозначны, не просты в понимании и трудны в выполнении. Они требуют постоянной работы и приложения усилий. На проникновение в их глубинный смысл может понадобится значительное количество времени. Но это выгодное вложение, которое приносит богатые плоды.

Для лучшего понимания места Ниямы в структуре йоги предлагаю ознакомится с обобщающей статьей "Яма и Нияма фундамент йоги..." Тому, кто всерьез решился занятся практикой йоги с первых ее ступеней рекомендую завести и регулярно заполнять специальной формы дневник самонаблюдений. 

Мы смотрим на все что нас окружаете через фильтры сформировавшихся в уме впечатлений. Очень часто эти впечатления основаны на недостоверных знаниях и эмоциях. Тем не менее, они в значительной степени определяют наше поведение взаимоотношения и судьбу.

 Как известно, “природа не терпит пустоты” и если из сердца  убрать любовь, то оно наполняется ненавистью. Верно и обратное действие. В этом плане значение Ниямы трудно переоценить. Ее духовные принципы способствуют развитию высоких нравственных качеств и добродетелей, что несомненно будет способствовать  обретению спокойной и счастливой жизни.

 Спасибо за внимание! Если подобные темы Вас интересуют, оставьте  комментарий и оформите подписку, чтобы иметь информацию о выходе новых статей.

2 комментария

Аватар комментатора Евгения Автор: Евгения

Дорогой Вениамин, спасибо за то что делишься своими мыслями и знаниями)
Очень понравилось.
Евгения.

Аватар комментатора Вениамин Киторов Автор: Вениамин Киторов

Всегда рад помочь! Если есть вопросы или пожелания, пишите.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение