Практика йоги. Основные положения

Обновлено:

Один мой знакомый с юных лет хотел предпринять какое-либо путешествие. Но он так и прожил всю свою жизнь на одном месте. Почему так произошло? Просто за всю свою жизнь он не сделал ни одного шага в сторону своей мечты. Только хотеть недостаточно для воплощения в жизнь своих желаний. Нужны практические шаги.

Практика, это превращение в объективную реальность наших умозаключений и желаний. Благодаря ей, мы преобразуем мир, обретаем переживания, опыт, навыки, открываем новые горизонты знаний, изменяем себя. Разум порождает идею, а практические действия воплощают ее в жизнь.

Какая идея лежит в основе йоги мы рассмотрели в предыдущей статье. Сегодня познакомимся с основными положениями ее практики. То есть с тем, как воплотить идею в жизнь.

Теория и практика в йоге

Йога - на 90% практическая дисциплина. Теория, которая здесь есть, это результат практического познания адептами йоги себя и мира. Если заниматься только изучением теории, можно наполнить интеллект, но ожидать существенной эволюции сознания не приходится.

Теория хороша как путеводитель, составленный на основе опыта предыдущих исследователей. Она позволяет рассмотреть заблуждения, легче преодолеть препятствия, предупредить возможные ошибки.

Но, она бесполезная вещь, если не используется практически. Как уже говорилось в предыдущей статье, вы можете прочитать много книг, но все равно не познаете, что такое любовь, пока не полюбите, не узнаете что такое прощение, пока не простите, не осознаете Высшее, пока им не станете.

Поэтому личный практический опыт ни чем не заменишь. Все истинное познается только посредством собственного переживания. В этом суть жизни и смысл существования мира.

Виды знания

Что касается теории. Йога обращает наше внимание на наличие двух видов знания.

  • Истинное знание (Видья).
  • Невежество, то есть не истинное, надуманное, иллюзорное знание (Авидья).

Инструментом определения, где Видья, а где Невидья, является личный опыт.

Вашим достоянием, вашей личной собственностью, как живого существа являются только знания полученные посредством личной жизненной практики. Именно эти знания нужно расширять и развивать. Именно на них в первую очередь стоит опираться, выстраивая собственную картину мирозданья. Картину мира, в котором и будешь потом жить в череде многочисленных перерождений своего сознания.

Поэтому благословляй все происходящее в твоей жизни. Так как жизненный опыт, а не деньги и материальные ценности есть настоящее твое богатство.

Восемь ступеней Патанджали

Основные аспекты практики йоги были классифицированы и наиболее системно представлены Патанджали более двух тысяч лет тому назад. Можно сказать, что они были подстроены под уровень разума современного человека утратившего в процессе инволюции ряд ценных духовных качеств обеспечивающих эволюцию сознания - аскетизм, чистоту, милосердие, правдивость.

Всего Патанджали выделяет 8 стадий или ступеней, которые надо регулярно практиковать для достижения высшей цели – очищения сознания и обретения Высшего состояния.

Перечислим эти стадии.

  1. Яма – соблюдение 5 принципов, которые препятствуют загрязнение ума.
  2. Нияма — соблюдение 5 принципов, которые способствуют очищению загрязнённого ума.
  3. Асаны – положения физического тела для поддержания равновесия и успокоения ума.
  4. Пранаяма – успокоение тела и ума, накапливание жизненной энергии посредством дыхания
  5. Пратьяхара – отвлечение внимания от внешнего мира.
  6. Дхарна — концентрация внимания на чем-то одном.
  7. Дхиан – созерцание, медитация, процесс слияния с объектом, на который сконцентрировали внимание.
  8. Самадхи – полное единение, слияние собственного сознания с сознанием объекта концентрации. Больше нет, я и ты, есть одно целое.

Общая суть йоги была выражена Патанджали так: "Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/."

В изложеном выше восьмиричном пути это достигается посредством естественного, постепенного и поочередного переключения внимания от объектов внешнего мира на физическое тело(асаны). Затем на дыхание(Пранаяма) и внутренние объекты (Пратьяхара, Дхарна, Дхиан). Благодаря этому разум успокаивается, сознание перестает отождествлятся с различными образами и обретает чистоту (Самадхи, слияние с Высшим Я).

Более подробно каждая из этих стадий будет описана в последующих статьях. Сейчас мы остановимся только на основных принципах практики.

Перечисленные ступени можно рассматривать с двух позиций.

Первая – развитие и достижения на каждой из стадий способствуют открытию новых возможностей, и позволяет подняться на следующуюй, более высокую ступень, развивая наше сознание и приближая нас к высшей цели. Благодаря этому, мы можем видеть, на какой ступени находимся, и определить свой настоящий уровень осознанности.

Вторая – развитие и достижения на каждой из стадий требует применения всех имеющихся в вашем распоряжении способностей из других уровней. Например, каждый раз выполняя ассаны, мы используем умения приобретенные в пранаяме, пратьяхаре, дхарне и т.д. Это позволит правильнее исполнять технику ассан, а также на практике использовать и, таким образом, тренировать свои умения из пранаямы, пратьяхары и т.д. Фактически, исполнение ассаны превращается в медитативный процесс. Это относится и к работе на на других уровнях обозначенных Патанджали

Поэтому в каждом занятии следует исполнять полный цикл ступеней Патаджали. Конечно, в той мере, в какой у вас получается. Это приведет к более быстрому, естественному и гармоничному развитию.

При этом следует помнить о высшей цели йоги и избегать длительного зацикливания на какой-то одной стадии. Например, заниматся только ассанами и только для укрепления здоровья. Подобная практика превращает йогу в физкультуру. Здоровье укрепится, но цель йоги не будет достигнута.

Основные аспекты практики

  • Естественность йоги.

    Она вполне проста и естественна. Фактически, это практическая сторона жизни и эволюции.

    Инструменты и методы нужные для достижения высшего результата всегда в нашем распоряжении. Мы их используем в повседневной жизни, даже не задумываясь, для чего они созданы и зачем нам предоставлены.

    Эти инструменты — тело, разум, внимание, отождествление (слияние), бдительная сосредоточенность (концентрация), созерцание (медитация) и др. Если их правильно настроить и осознано применить, можно значительно ускорить свое развитие и перейти на следующую ступень эволюции.

    Практика йоги является системой позволяющая выполнить такую настройку.

    Мы не можем заниматься йогой. Йога – наше естественное состояние. Но мы можем применять методы йоги, когда понимаем, что сопротивляемся своему естественному состоянию. Шерон Генн
  • Смысл практики.

    Мы уже отмечали, что человек не осознает в достаточной мере кто он и для чего существует.

    Правильное представление о себе, о своем истинном "Я," затерялось в грязи и нечистотах разума, в незнании истинных ценностей жизни. Это порождает страдания. Нам нужно как-то вылезти из этого болота, очиститься от всех иллюзий и ложных представлений, познать свою божественную природу. Для этого следует изменить желания, успокоить разум и раскрыть в себе новые качества.

    Чтобы реализовать все перечисленное, йога предлагает детально разработанный план практических действий. Он заключается в успокоении разума, который, находясь в перевозбужденном состоянии, словно взбесившаяся лошадь, не слушается своего хозяина. И поэтому является источником всех проблем и страданий.

    Положение еще более усугубляется тем, что мы отождествили себя с ним и потому считаем, что все совершаем сами. Посредством практики это отождествление можно устранить, а разум успокоить и подчинить себе. Это приведет к мудрости и осознанию многих истин.

  • Борьба или смирение?

    Путь йоги это не путь подавления своих желаний, потребностей, привязанностей, устремлений. Не путь борьбы со своим разумом. Все перечисленное, это составные части нашего существа. Как можно бороться с самим собой?

    Разве вы будете вступать в единоборство со своей рукой или ногой? Стоит ли биться на смерть со своим разумом, пытаясь уничтожить то, на формирование чего потрачены миллионы лет и множество перерождений в различные формы жизни?

    Задача состоит не в том, чтобы кого-то или что-то победить. А в том, чтобы подняться на более высокий уровень сознания, на более высокую ступень эволюции, не отрекаясь от предыдущей. Конечно, для этого придется приложить некоторые усилия. Но это усилие не должно превратить мир в войну. Война порождает ненависть и разделение. Нам нужна любовь и единение. Это, несомненно, потребует усилий, но усилий другого рода.

Речь идет не о том, чтобы от чего-то избавиться или отречься от своей жизни. Ходите, как и ходили в церкви или синагоги, на работу, в кинотеатры, женитесь и выходите замуж, влюбляйтесь и дружите. Вам просто предлагается добавить в жизнь нечто новое, более чистое и возвышенное. Это похоже на то, как в застойное, гниющее и мертвое болото пускают ручей родниковой воды. Он постепенно превращает болото в прекрасный водоем, источник жизни и благости.

Поднявшись хотя бы однажды над своей обыденностью, вы испытаете чистые и великолепные переживания. Такие, которые были недоступны на прежнем уровне сознания. После этого не захочется вновь опускаться. Но если даже по воле судьбы такое произайдет, внутри останется воспоминание и появится осознание того, что надо выкарабкиваться отсюда к более высокому и важному, что уже было в вашей жизни. Что уже попробовал и пережил.

Благодаря этому, происходит внутренний разворот. Твои чувства и разум уже не привлекаются, как прежде, вещами низменными. Теперь взгляд направлен к более высокому и чистому состоянию.

Здесь происходит работа с собственным разумом, свыкшимся с существующим положением дел. Это похоже на то, как в городской суматохе мы перестаем обращать внимание на порождаемый городом шум, считая его вполне естественным.

Данная работа с разумом не война и не борьба. Она больше схожа с тем, как забирают опасную игрушку у ребенка. Можно попытаться отобрать. Тогда будет сопротивление, крик и слезы. А можно протянуть нечто более интересное. В этом случае ребенок сам отбросит опасную вещь и потянется за новым развлечением. Так же следует поступать и с разумом.

Заключение.

Разум человека практикующего йогу, постепенно просветляется. Он начинает видеть и ощущать мир непосредственно, напрямую. Фильтры разума - вожделение, привязанности, похоти, гнев, жадность и эгоизм, больше не ограничивают его взор. Все отчетливее становится видно, где ложь, а где истина, что вредно, а что полезно, как поступать в той или иной конкретной ситуации.

Приходит мудрость и истинное понимание многих вещей и событий. Разум, успокаивается и превращается в слугу, в великолепного и могучего помощника. Только после этого мы можем сказать себе, что теперь начинается настоящая йога.

Спасибо за внимание. По возможности оставьте в комментариях свое мнение о статье, свои замечания и пожелания. Это позволит усовершенствовать статью, сделать ее интереснее и более доступной для понимания.

Если тема Вас заинтересовала, подпишитесь на блог внизу страницы и будьте в курсе всех наших новых публикаций.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение